Законодательство

За органикой – будущее

О.В. Мироненко
исполнительный директор Национального органического союза РФ
В мае текущего года Национальному органическому союзу РФ (НОС) исполнилось 5 лет. Крупные участники органического рынка объединились, чтобы нести в жизнь идеи органического производства.
01.11.2018

За 5 лет Национальный органический союз стал лидером органического движения, сплотив основных производителей органической продукции страны, и сегодня представляет Россию в мировом органическом сообществе. Одна из главных целей НОС – содействие развитию органического сельского хозяйства и рынка органической сельхозпродукции в России, поддержка производителей, создание законодательной базы, регулирующей органическое земледелие и потребление.

Одна из важных задач в области развития производства и потребления органической сельхозпродукции – это консолидация участников рынка, сегодня она успешно решается путем объединения практически всех крупных и средних производителей. Консолидация необходима для того, чтобы представлять интересы рынка не только перед контролирующими государственными структурами, но и перед потребителями и торговыми сетями.

Вторая задача – работа с законодательством (принятие закона, проработка подзаконных актов), дальнейшее обучение специалистов для данного сегмента рынка, консалтинг. Еще одно направление, важное для Национального органического союза РФ, – просветительская работа с торговыми сетями, другими торговыми структурами в целях разъяснения понятия «органическая продукция», активного ее продвижения. Сегодня наш флагман – сеть супермаркетов «Азбука вкуса», которая реализует много программ в этом направлении.

И наконец, это работа с потребителем. В целях повышения доверия потребителя и донесения до него знаний об органическом продукте, стоящем на полке, разрабатывается большое количество различных информационных продуктов. Таковы основные задачи, которые будут решаться НОС в ближайшие пять лет.

Совет Федерации 30 июля 2018 г. одобрил закон об органической продукции. Президент РФ подписал закон 03.08.2018. Документ прописывает требования к составу, производству, хранению и поставкам органической продукции. Закон вступит в силу 01.01.2020. Принятие закона об органическом сельском хозяйстве ожидалось в России много лет. Первые обсуждения темы органики состоялись в Совете Федерации в 2003 и 2005 гг., однако это не получило дальнейшего развития. В 2012 г. Минсельхоз России подготовил первую редакцию закона «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Данный проект не был поддержан ни сообществом производителей органики, ни властями. Нынешняя редакция, разработанная уже совместно со специалистами Национального органического союза, стала основой законопроекта, одобренного Советом Федерации.

Одобренный Думой законопроект – рамочный. Мы исходили из европейского опыта законотворчества в области органики, где закон опирается на стандарты, т.е. «органический продукт» определяется как продукт, произведенный в соответствии со стандартом. Первый базовый органический стандарт был разработан Международной федерацией органического сельскохозяйственного движения (IFOAM) в 1982 г. На тот момент законодательство по данному направлению отсутствовало: еще только предстояло договориться о том, как производить органический продукт, как проводить сертификацию и т.д.

Первый общеевропейский стандарт появился только в 1991 г. Затем он в течение почти 16 лет совершенствовался, на его основе отдельные страны принимали свои законы. Стандарт, который взят за основу при разработке российского закона, был принят ЕС в 2007 г. Однако надо отметить, что с 2021 г. вступает в силу новый европейский стандарт, и уже сейчас в соответствии с ним вводятся корректировки в принятый в России стандарт.

Преимущество рамочного закона заключается в том, что он ссылается на подзаконные акты. Такой закон не придется переписывать всякий раз, когда, например, изменяется стандарт. С другой стороны, он не будет работать, пока стандарты не появятся. Поэтому с их разработки и была начата работа, а уже потом вышли на принятие закона. Во время разработки закона были подготовлены три национальных стандарта, регламентирующие правила производства и оборота органических продуктов, а также сертификацию производителей, которые утверждены и введены в действие. Но это небольшая часть тех документов, которые должны быть приняты параллельно с законом.

В конце 2017 г. в РФ сложилась определенная система органической сертификации, однако после принятия закона она не сможет работать по существующим сегодня правилам.

В законе указано, что сертифицировать органическое производство могут только сертификаторы, прошедшие аккредитацию в национальном органе по аккредитации, т.е. в Росаккредитации. До 2018 г. действовали правила аккредитации сертификаторов всех типов продуктов питания, которые не учитывали специфических особенностей органики. На отработку и введение в Росстандарте области аккредитации «Органические продукты» ушло более года. Сейчас в рамках этой новой системы аккредитована первая из российских компаний – «Органик эксперт». За ней могут идти другие как европейские, так и российские компании. Таким образом, одно из основных базовых условий создано.

За рубежом каждый сертификатор ведет свой независимый реестр. Это не всегда удобно. Российский реестр будет объединять всех производителей (рис. 1). Российские сертификаторы будут иметь право быть операторами этих информационных данных. QR-код будет указываться на упаковке продукции, прошедшей сертификацию. Если компания-производитель лишится сертификата, сертификатор выведет ее из базы данных, т.е. все манипуляции с данными будут производиться только сертификатором. Компания-производитель (поставщик) не будет иметь возможности самостоятельно управлять информацией, связанной с сертификацией.

Доверия потребителя можно добиться только в том случае, если продукт можно проследить от поля до прилавка. Мы в России пока в начале пути. У нас еще нет достаточного взаимодействия между смежными структурами, нет единой цели получения конечного продукта гарантированно высокого качества.

Сейчас много говорят о гринвошинге, представляющем собой, по сути дела, «зеленый» пиар, целью которого является введение недобросовестными производителями в заблуждение потребителя относительно экологичности продукции, когда на упаковке безосновательно пишут «эко», «био», «органик», «100 % натуральный» и др. В мире понятия «эко», «био», «органик» эквивалентны. Для исключения путаницы в потребительской среде за каждой страной закрепляются, как правило, одно, максимум два названия. Например, в Германии это «эко» и «био». В Соединенных Штатах вся продукция имеет только статус «органик». При покупке продуктов из Германии, на которых написано «эко», на ментальном уровне потребитель понимает, что это органическая продукция.

Все, что станет производиться по стандарту, на который опирается отечественный закон, будет промаркировано «органик». Использовать данный термин на упаковке при отсутствии соответствующего сертификата будет запрещено законом (нарушители будут облагаться штрафом). Так сложилось, что другие понятия уже имеют в продуктах питания свое значение. «Эко» – это продукция, произведенная с минимальным негативным влиянием на окружающую среду. Наименование «био» относится к молочным продуктам, содержащим живые бактерии. Например, биокефир, биойогурт. Поэтому на сегодняшний момент мы закрепляем в законе только название «органические продукты», и потребителю будет доноситься информация только о них. Другие термины, кроме органик, законом не регулируются. По мере развития органического рынка в России и прохождения страной процедур взаимопризнания органических продуктов с другими странами, мы также, возможно, законодательно закрепим эквивалентность понятий «эко», «био», «органик» для импортных продуктов, но это вопрос не сегодняшнего дня.

Ожидания от будущего законов настоящий момент двойственные. С одной стороны, есть опасения, что внимание к сектору со стороны государства и чиновников может привести к его излишней зарегулированности. С другой стороны, мы, конечно, ожидаем, что закон наконец-то нормализует рынок и определит правила игры на нем. Будут запущены те механизмы, которые в настоящее время являются неявными. Например, те же национальные стандарты, которые сегодня необязательны к исполнению, закон обяжет исполнять. Заработает фискальная система наказаний в отношении тех, кто занимается фальсификатом, – удастся подчистить торговые полки. Ожидаем, что государство наконец-то переведет органическое сельское хозяйство из неподдерживаемых сфер в область приоритетов и начнет вкладывать деньги в развитие этого направления.

Что изменится на рынке? Самое главное ожидание – уход фальсификата с рынка и, соответственно, рост доверия потребителя к органической продукции. Мы прогнозируем приход на этот рынок новых производителей и формирование конкурентной среды в этом секторе.

Сегодня объем рынка органических продуктов в России небольшой, около 160 млн евро, из них порядка 80 % приходится на импорт и лишь 20 % обеспечивают отечественные производители. Поэтому стоит задача максимально заместить импортную органику.

При этом с 2015 г. в стране отмечается интенсивный рост спроса на органическую продукцию, который приблизился к европейскому уровню – порядка 10–15 % в год. После принятия закона темпы роста только увеличатся. Это позволит нам уже в ближайшие годы достичь показателей ведущих европейских стран, где органический рынок оценивается в 2–4 млрд евро.

Надо также отметить, что сегодня основной спрос на органические продукты приходится преимущественно на крупные российские города, что обусловлено, помимо прочего, высокой стоимостью органики. Надеемся, что с принятием закона тенденция несколько изменится и разница в стоимости традиционных и органических продуктов сократится.

Национальный органический союз ведет большую работу, чтобы облегчить выход российской органической продукции на европейские рынки. Это и переговорный процесс с IFOAM International по вопросам вхождения российских стандартов в семью международных, признаваемых этим международным объединением органиков, и встречи с представителями министерств европейских и азиатских стран, в том числе в рамках ЕАЭС. НОС является организатором участия российских органических компаний в международных выставках. В этом году наши органики представляли свою продукцию на крупнейшей выставке – Biofach 2018 в Германии. Мы содействовали участию одного из членов НОС в выставке в Пекине в мае 2018 г. Сейчас готовим большую экспозицию на Biofax 2019. Надеемся, что наши действия будут способствовать продвижению российской продукции на зарубежный рынок.

Более того, с ЕЭК мы занимаемся разработкой единого законодательства, чтобы облегчить движение органической продукции в странах ЕАЭС. Впервые в этом году мы ввели в IFOAM International своего представителя, который представляет интересы России на всех форумах и выставках, рассказывая о том, как развивается органика в России.

Сегодня 178 стран мира развивает органическое сельское хозяйство, в нем занято более 2,4 млн производителей. Собственные законы в сфере производства и оборота органической продукции имеет 89 стран. Ежегодный прирост такого производства составляет 10–12 % в год, а потребления – более 15 %, и, по прогнозам, такие темпы сохранятся до 2025 г. Сейчас Россия занимает 0,2 % мирового рынка органических продуктов. Однако уже в течение ближайших лет мы планируем не только догнать ведущие страны, но и занять не менее 10 % мирового рынка.

Сектор бы хотел, чтобы в России было от 2,5 до 10 тыс. органических производителей и переработчиков. В Германии их около 40 тыс. Средняя производительность органических хозяйств в Германии – 60 тыс. евро в год. При этом Германия потребляет на 9,5 млрд евро, а производит на 1,8 млрд евро, поэтому завозит сырье, в том числе из России. Немцы не справились с ростом потребления – он оказался выше на 10 %, чем их возможности наращивать производство. В России ситуация обратная, мы развиваем полку органики за счет внешних производителей, 80 % органического товара в наших магазинах – это поставки от зарубежных производителей, и такой баланс будет сохраняться еще лет семь. Мы будем наблюдать постепенный рост потребления. Но, в отличие от Европы, у нас есть возможность наращивать собственное производство. Надеемся, что когда-то мы перейдем на соотношение собственного и ввозного органического товара 60:40.

Но предполагаются ли государственные инвестиции для развития российского органического сектора? Башкортостан, Татарстан, Ярославская область уже готовы двигаться в этом направлении и прописывают программы поддержки органических производителей. Они, например, планируют субсидировать запуск процессов перехода с классического сельского хозяйства на органическое производство (конверсию). Это самый капиталоемкий период, на это тратится больше всего средств. После конверсии компания может выживать уже сама. В Европе, например, поддержка государства составляет в период конверсии 300–500 евро/га, а потом, когда производство становится органическим, поддержка падает до 100 евро/га.

Первый всплеск развития органики в России пришелся на 2010–2011 гг. В этот период в стране было создано около 10 сертифицированных предприятий. Прошло 8 лет, и российский органический сектор увеличился до 84 предприятий. То есть мы росли примерно на 10 предприятий в год. Если мы хотим за 10 лет догнать, например, Прибалтику, надо прибавлять по 200–250 предприятий в год. Чтобы за 10 лет догнать Германию, надо расти на 4 тыс. предприятий в год. Когда в Австрии не было закона об органике, в стране (в 1991 г.) работало несколько десятков органических предприятий. В 1991 г. был принят первый европейский стандарт. В 1992–1994 гг. с принятием законодательства об органике в Австрии появилось сразу несколько тысяч органических предприятий (с учетом тех, что находились в периоде конверсии). Сегодня их насчитывается уже более 24 тыс. при населении 8,5 млн человек. Если мы примем закон об органике, но не получим господдержки, то в лучшем случае выйдем на темпы роста до 50 предприятий в год.

Если господдержка будет, то от 10 до 30 % средних и малых сельхозпредприятий перейдут в данный сектор в ближайшие 4–6 лет. Поэтому ситуация может развиваться по двум сценариям: либо это будет затяжной процесс для российской органики, либо, в случае появления определенных программ, которые будут влиять, например, на селекцию, разработку своих удобрений и т.д., Россия выйдет на темпы прироста 300 органических предприятий в год.

Сегодня два основных фактора сдерживают развитие органической полки. Первый – это высокий уровень недоверия потребителя к тому, что стоит на ней. В настоящее время уровень органического фальсификата оценивается более чем в 80 %. И это сказывается на спросе. В Швейцарии, например, один человек потребляет органической продукции на 274 евро в год, а россиянин не потребляет даже на 1 евро. А второй сложный вопрос, влияющий на потребление органики, – это ее цена. Оба вопроса можно будет решить только после принятия закона и полного пакета подзаконных актов.

Задача России сегодня – добиться того, чтобы отечественная органика получила признание потребителей как внутри страны, так и в мире. Поэтому так важны законодательные шаги для решения этого вопроса. Принятие закона об органике и введение российского знака, который будет отличать органический продукт, – значимые события на этом пути.

Источник: Переработка молока. 2018. № 10.