Главное меню
Потребители обращают все больше внимания и на питательную сторону продуктов, и на то, какую пользу здоровью они могут принести. Соответственно растет и уровень осведомленности покупателей в том, какие ингредиенты могут дать дополнительную ценность продуктам питания.
В ответ на запросы потребителей все больше компаний запускают и развивают глубокую переработку молока, для получения из него ценных компонентов, а также продуктов из компонентов, что помогает им минимизировать количество отходов при производстве, извлекать максимум прибыли из закупаемого сырья, а также находить новые рынки сбыта и возможности для развития.
Так, по данным European Whey Protein Association, сывороточный белок (особенно в форме изолята) может использоваться в продуктах для всех возрастных групп, начиная с детских смесей, специальных питательных продуктов для подростков и заканчивая геродиетическим, лечебным и спортивным питанием. В ассоциации отмечают, что сывороточный белок является одним из лидеров среди всех источников протеина с точки зрения биологической ценности.
По данным FMI, уже к 2025 году рынок сухих протеиновых продуктов достигнет отметки в 60 млрд. долларов.
Глобальный рынок лактозы, просчитали аналитики FMI, достигнет 4,2 млн. долларов США к 2033 году с устойчивым среднегодовым темпом роста в размере 6%. Расширение рынка будет обусловлено в том числе увеличением спроса на детское питание, а также более активными инвестициями крупных игроков молочного рынка в НИОКР и внедрением новых продуктов. Производные лактозы (например, лактулоза) обладают пребиотическими свойствами, благодаря которым они могут использоваться как в фармацевтике, так и в пищевой промышленности, для придания дополнительной ценности продуктам.
Рынок молочных компонентов для нутрицевтики, косметологической и пищевой индустрий на 2023 год аналитики оценили в 20,34 млрд. долларов, с прогнозируемым ростом к 2033 году до 38,54 млрд. долларов США. Факторами роста станет расширение спектра применения продуктов глубокой переработки молока в пищевых и непищевых категориях.
Компоненты на основе молока все активнее используются в пищевой промышленности: к примеру, по данным аналитического отдела компании Кизельманн, в той же Германии около 35% сыров, поставляемых на экспорт, уже производятся на основе заранее выработанных компонентов. Это помогает участникам молочного рынка диверсифицировать производство и создает комфортные условия для технологов, снижая зависимость от сезонных изменений сырья. В результате качество производимой продукции становится более прогнозируемым и стабильным, что повышает доверие к ней со стороны потребителей. Помимо этого, существенно оптимизируется стоимость самого производства продуктов.
Наряду с этим, будет расти спрос на микропартикуляты: как отмечается в аналитической сводке Fact.MR, мировой рынок микропартикулятов сывороточных белков будет демонстрировать среднегодовой темп роста 8,3% в период с 2023 по 2033 год и достигнет 780 млн. долларов США к 2033 году. Прогнозируется, что использование микропартикулятов высокого качества будет расти с устойчивым среднегодовым темпом роста в 9% с 2023 по 2033 год.
Рост популярности ЗОЖ-направления и продуктов с низким содержанием жира будет дополнительным фактором, стимулирующим развитие рынка микропартикулятов, отмечают эксперты аналитического отдела Кизельманн. Сами по себе микропартикуляты позволяют снижать содержание жира в продуктах и при этом не только сохранять, но и преумножать их питательную ценность.
Основным рынком молочных компонентов является США, где его объем оценивается в 41,8 млрд. долларов по данным FMI, а среднегодовые темпы роста составляют 5,8%. Но очень динамично развивают применение и производство компонентов страны Азии — в Китае рынок уже достиг отметки в 8,5 млрд. долларов с ростом в 5,5%, а в Японии — 6,9 млрд. долларов США (рост — 4,5%).
Если говорить о регионах с растущей потребностью в питательных продуктах с добавленной ценностью, стоит упомянуть страны Африки. По данным Research and Markets, при большой общей площади и растущем населении, африканский континент обеспечивает всего 5% мирового производства молока — это связано с особенностями климата, неблагоприятного для молочного животноводства.
В последние годы экономическое развитие региона и растущее молодое население делают Африку привлекательной для крупных международных компаний — как с точки зрения сбыта, так и с точки зрения развития пищевой индустрии, ориентированной на питательные, функциональные продукты.
ВВП многих стран континента показывает положительную динамику: они относятся к развивающимся и привлекают не только экспортеров, но и потенциальных инвесторов. Если составить топ-10 государств континента по темпам роста ВВП Г/Г и численностью населения не менее 8 млн. чел, он будет выглядеть так:
Страна |
Последний показатель |
Момент оценки |
Единица измерения |
Численность населения |
Нигер |
9.9 |
2023-03 |
% |
26 207 977 |
Руанда |
9.2 |
2023-03 |
% |
13 776 698 |
Конго |
8.5 |
2022-12 |
% |
99 010 212 |
Зимбабве |
8.5 |
2021-12 |
% |
16 320 537 |
Замбия |
7.4 |
2023-03 |
% |
20 017 675 |
Бенин |
6.2 |
2023-03 |
% |
13 352 864 |
Того |
5.5 |
2023-03 |
% |
8 848 699 |
Эфиопия |
5,3 |
2022-12 |
% |
123 379 924 |
Кения |
5,3 |
2023-03 |
% |
54 027 487 |
Уганда |
4,9 |
2023-03 |
% |
47 249 585 |
На начальном этапе своего роста находится и африканский рынок детских смесей: в ближайшие годы у него есть огромные возможности для дальнейшего развития по мере увеличения покупательной способности потребителей.
Прогнозируется, что потребление продуктов питания и напитков на континенте покажет больший рост, чем любые другие категории в следующем десятилетии. Это открывает большие возможности перед производителями и поставщиками молочных и сывороточных компонентов.
Наиболее развитой считается Южная Африка, она же является лидером в большинстве категорий — к примеру, именно на этот регион приходится 53% от общего объема производства сывороточного белка в Африке, за ним следует Египет с долей рынка 15% и Нигерия с долей рынка сывороточного белка 4%.
Растут в Южной Африке и доходы домохозяйств: по расчетам GlobalInsight за период с 2015 по 2021 год средний доход домохозяйства здесь увеличился на 10,4%.
Источник: MilkLife.ru по материалам маркетингового агентства V-Brand