Аналитика

Молочная отрасль Канады: опыт регулирования внутреннего рынка и внешней торговли

Т.П. Шакель, соискатель, Д.В. Мазаник, А.С. Савельев
Институт мясо-молочной промышленности, Минск, Республика Беларусь
В статье рассматривается молочная промышленность Канады, анализируется внешняя торговля молочными продуктами, способы защиты отечественной продукции от конкуренции со стороны иностранных поставщиков, тарифные и нетарифные меры регулирования импорта и торговые барьеры, затрудняющие освоение нового рынка или расширение присутствия на нем.
01.12.2018

Канада является одной из наиболее экономически развитых и крупных торговых стран мира. Ее сельское хозяйство играет важную роль во внешней торговле страны и полностью обеспечивает потребности населения в продуктах питания. Хотя на молочном рынке экспорт не играет заметной роли и объемы импорта все еще превышают объемы экспорта, канадская молочная отрасль является одной из передовых в мире, она практически полностью обеспечивает население страны качественными и разнообразными молочными продуктами, не давая иностранным поставщикам вытеснить отечественных производителей, что и вызывает интерес изучения опыта Канады по регулированию отрасли [1].

Канада является активным участником мировой торговли молочными продуктами, что подтверждается статистическими данными объемов экспорта и импорта. В 2014 г. Канада импортировала 201,7 тыс. тонн молочной продукции общей стоимостью 774,3 млн долл. США, в то время как экспорт составил 95,3 тыс. тонн общей стоимостью 241,8 млн долл. США (рисунок 1) [2]. 


В течение последнего десятилетия, канадский импорт молочных продуктов был неизменно выше, чем экспорт. Несмотря на снижение объемов импорта в 2010–2012 гг. относительно предыдущих лет, объемы ввозимой в страну молочной продукции значительно превышают объемы экспортируемой. Так, дефицит внешней торговли молочными продуктами в 2014 г. составил 532,6 млн долл. США.

В структуре импорта наибольшую долю занимают сыры, концентраты молочного белка, продукты из сыворотки, казеин и его производные (рисунок 2). Крупнейшими поставщиками молочных продуктов в Канаду являются США (55% в 2014 г.), ЕС (26%), Новая Зеландия (10%) [2]. 


Укрепление канадского доллара делает импорт продуктов, не облагаемых тарифными квотами, более привлекательным, в частности это касается концентратов молочного белка, о чем свидетельствует динамика импорта молочных продуктов в разрезе их видов (таблица 1). Спрос на данный продукт неуклонно растет и не может быть полностью обеспечен пока еще развивающейся индустрией производства белковых ингредиентов. Несмотря на незначительный спад в 2011 г., в среднем его рост составляет около 15% в год. 


Имеются тенденции к росту импорта сыров в среднем на 1,5% в год. В структуре импорта сыров 82,1% (в натуральном выражении) приходится на специализированные сыры. Сыры типа Чеддер, плавленые и молодые сыры занимают 11%, 4,34% и 2,57% соответственно. Сыр является очень популярным продуктом в рационе питания канадцев. Потребление молочной продукции в стране увеличивается главным образом благодаря популярности сыра. Согласно прогнозам, потребление сыра в Канаде в ближайшие годы продолжит свой рост, хоть и более медленно [2].

Значительные объемы молочных продуктов ввозятся в страну по программе реэкспорта (Import for Re-Export Program или IREP). Молочные продукты, импортируемые в рамках данной программы, в основном направляются на дальнейшую переработку, т.е. используются в производстве других пищевых продуктов, предназначенных для экспорта. Импорт молочных продуктов в рамках данной программы позволяет канадским переработчикам конкурентоспособно развивать экспорт в силу того, что уровень мировых цен ниже внутренних.

В 2014 г. по программе реэкспорта в Канаду было ввезено до 29,9 тыс. тонн молочных продуктов, что составило 22% от всей импортированной молочной продукции. Основные молочные продукты, ввозимые в страну по программе IREP: молоко питьевое, масло и прочие молочные жиры, сыры [2, 3].

В среднесрочной перспективе дефицит во внешней торговле Канады молочными продуктами сохранится. Прогнозируется дальнейший рост потребности в импорте специализированных сыров, концентратов молочного белка.

Канада не является крупным экспортером молочных продуктов. Производство молока и молочной продукции в Канаде, прежде всего, ориентировано на удовлетворение внутренних потребностей. Основные направления экспорта включают продукты из молочной сыворотки (49 тыс. тонн в 2014 г.), обезжиренное сухое молоко (12,7 тыс. тонн), сыры (11 тыс. тонн) [2].

В Канаде стоит проблема перепроизводства. Чтобы избежать падения внутренних цен и сохранить экономическую эффективность отрасли, правительство использует набор ограничивающих мер (квоты, лицензирование производства сырого молока и др.). Производить молоко в стране можно только в рамках имеющихся у фермеров квот согласно планам производства молока, определенного органами власти. Размер квоты устанавливается на основе прогнозируемого на будущий год уровня потребительского спроса на молоко и молочную продукцию, оценивается необходимый объем молочного производства, а также его себестоимость. Благодаря этой системе, канадские фермеры никогда не производят молока больше, чем необходимо для страны, и получают за него хорошую оплату [1].

Кроме регулирования баланса производителей и переработчиков, государство играет важную роль в организации сквозных систем контроля качества. Канадское молоко и молочные продукты широко известны в мире благодаря их высокому качеству. Соблюдение высоких требований к качеству продукции молочных хозяйств и молокозаводов способствует международному признанию канадской молочной промышленности.

В целях доставки молока и молокопродуктов от производителя до потребителя, правительство Канады и все участники процесса работают в тесном сотрудничестве. К основным объединениям молочной промышленности Канады относятся: Союз фермеров-производителей молока Канады (DFC), Ассоциация переработчиков молока Канады (DPAC), Канадская комиссия по молокопродуктам (CDC), Канадское агентство продовольственной инспекции (CFIA), провинциальные советы по маркетингу и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Канады (AAFC), которые эффективно взаимодействуют в целях обеспечения прочной и динамичной базы развития молочной промышленности Канады [1].

В сельском хозяйстве правительство Канады пытается добиться равных условий на международном уровне, чтобы таким образом отечественные производители и перерабатывающие предприятия могли уверенно конкурировать на мировом рынке. В частности, Канада стремится к ликвидации всех форм экспортных субсидий, существенному сокращению мер внутренней поддержки, которые ведут к искажениям в торговле, и значительному улучшению доступа на рынки. Цель государства в разработке общих правил происхождения для непреференциальной торговли – достигнуть общих правил, которые приведут к прозрачности и определенности для торговых компаний и которые будут отражать особенности производства и происхождения товаров [4].

Канада активно применяет различные защитные меры во внешней торговле, главным образом направленные на ограничение воздействия конкуренции со стороны иностранных поставщиков на интересы местных производителей, чтобы более дешевая молочная продукция из других стран не могла конкурировать с местным производством. Молочные продукты включены в специальный список товаров, импорт которых контролируется (Import Control List – ICL).

В нетарифном регулировании внешней торговли Канады можно выделить, как и принято в мировой практике, две группы мер: нетарифные ограничения, специально предназначенные для регулирования импорта (запреты, квотирование, лицензирование и др.), и ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, мероприятий по охране экологии, обеспечения защиты здоровья людей, животных и растений, осуществления финансовых, административных мер, которые могут стать дополнительным препятствием в торговле (если в отношении импортируемых товаров вводятся дополнительные, по сравнению с отечественными меры по ограничению доступа на рынок).

Канада использует управленческую систему контроля снабжения с целью регулирования молочных предприятий. Данная система основана на выпуске специальных квот, создании сельскохозяйственных советов по сбыту, мерах защиты на границе посредством тарифных квот. Канадское управление поставками ограничивает возможность иностранных производителей повышать экспорт выше, чем количество тарифных квот, и, таким образом, цены на молочные продукты являются очень высокими. Кроме того, Канада имеет право использовать специальный защитный механизм Special Safeguard, согласно которому за превышение объемов, допустимых квотами, или за намеренное снижение цены на свою продукцию, поставщики будут облагаться дополнительными пошлинами.

Так, количество ввозимых в Канаду молочных продуктов подчиняется тарифным квотам (TRQ). Администрированием тарифных квот и их распределением занимается Министерство иностранных дел и международной торговли Канады. Еще одним органом регулирования является Канадское агентство продовольственной инспекции. Оно наряду с Министерством иностранных дел и международной торговли является основным органам власти и государственным учреждением, отвечающим за импорт продовольствия. Агентство производит федеральный контроль в отношении безопасности продуктов, экономических махинаций, соблюдения торговых требований и программ по выявлению болезней животных, растений и сельскохозяйственных вредителей.

Для удовлетворения ввозных санитарных требований Канады по отношению к молочным продуктам страна происхождения должна обладать системой производства и инспектирования молочных продуктов, эквивалентной канадской системе, которая в свою очередь следует стандартам Пищевого кодекса (Codex Alimentarius) [3, 5].

Что касается тарифных способов защиты внутреннего рынка, то стоит отметить высокий уровень таможенных пошлин (таблица 2). 


Многие молочные продукты могут проходить по сниженной таможенной ставке. Для этого Закон о разрешении на экспорт и импорт требует разрешение на импорт. Без данного разрешения товары также могут быть импортированы, но будут облагаться более высокой таможенной ставкой. Выдачей разрешений занимается Бюро по контролю и техническим барьерам в торговле Министерства иностранных дел и международной торговли Канады.

Канада не имеет специальных налогов на импорт. Существуют дополнительные импортные сборы, взимаемые за услуги, а также за обработку грузов на таможне и консульский сбор. Данные сборы разрешены в соответствии с правилами ВТО, как ограниченные суммой, составляющей примерную стоимость услуг, и не являющиеся скрытой защитой внутренних производителей или налогом на импорт для фискальных целей [3, 5].

Таким образом, канадская молочная отрасль является одной из передовых в мире, она практически полностью обеспечивает население страны молочными продуктами. Чтобы сохранить экономическую эффективность отрасли, Канада строго регулирует и контролирует как внутренний рынок страны, так и внешнюю торговлю молочными продуктами. Сохраняя стабильность на внутреннем рынке, правительство Канады использует ряд ограничительных мер, затрудняющих импорт в страну, к которым, в частности, относятся лицензирование, а также выпуск тарифных квот на молочные продукты. Кроме того, в Канаде действуют очень высокие ставки таможенных пошлин, превышающие в несколько раз пошлины других стран Северной и Южной Америки. Канада является ярким примером страны, которая применяет одни из самых строгих мер защиты внутреннего рынка, тем самым не допуская более дешевую импортную продукцию и позволяя своей отрасли развиваться и процветать.

Список использованных источников

1. Рыбалова, Т.И. Молочная отрасль Канады / Т.И. Рыбалова // Молочная промышленность. – № 3. – С. 75–78.

Rybalova, T.I. Molochnaja otrasl' Kanady [Dairy branch of Canada] / T.I. Rybalova // Molochnaja promyshlennost'. – № 3. – S.75–78.

2. Dairy Facts and Figures [Electronic resource] // Canadian Dairy Information Centre. – Mode of access: http://www.dairyinfo.gc.ca/index_e.php?s1=dff-fcil#trade. – Date of access: 16.03.2016.

3. Import and Interprovincial Requirements for Dairy Products – Overview [Electronic resource] // Canadian Food Inspection Agency. – Mode of access: http://www.inspection.gc.ca/food/dairy-products/imports-interprovincialtrade/eng/1300214060169/1300214161699. – Date of access: 17.03.2016.

4. Tariffs and Non-Tariff Measures [Electronic resource] // Global Affairs Canada. – Mode of access: http://www.international.gc.ca/trade-agreements-accordscommerciaux/topics-domaines/goods-produits/ta.... – Date of access: 18.03.2016.

5. Trade Regulations and Standards [Electronic resource] // Export.gov. – Mode of access: http://www.export.gov/CANADA/doingbusinessincanada/traderegulationsandstandards/ind ex.asp. – Date of access: 19.03.2016.

6. Trade statistics for international business development [Electronic resource] // Market Analysis and Research, International Trade Centre (ITC). – Mode of access: http://www.trademap.org/Country_SelProductCountry.aspxс. – Date of access: 19.03.2016.

Источник: Сборник научных трудов «Актуальные вопросы переработки мясного и молочного сырья», выпуск 10.