интервью и комментарии

Ситуация на российском молочном рынке

Марина Петрова
Генеральный директор «Petrova 5 Consulting»
В Санкт-Петербурге 29-30 марта прошел Белорусский продовольственный форум. Участниками мероприятия были подняты актуальные темы тенденций, форматов и возможностей продовольственного рынка, перспективы развития направления HoReCa, ритейла и туризма. Заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting», Марина Петрова рассказала о развитии российской молочной отрасли в 2021 году, дала ряд рекомендаций производителям о диверсификации ассортиментного портфеля.
31.03.2022

Марина Петрова начала свой доклад с положительной динамики объемов производства молока-сырья, снижения поголовья коров в СХО и ростом средних цен сельхозпроизводителей. «Мы отмечаем рост цен на молоко-сырье, который продолжается и в текущем году. Стоит отметить, что мы прогнозируем дальнейший рост цен на сырое молоко, который связан с ростом цен на удобрения, корма, а также внешними факторами», - отметила эксперт. 

Далее были рассмотрены ключевые рынки молочной продукции. Положительная динамика наблюдается в производстве питьевого молока, где доля импорта незначительна. Производство традиционных кисломолочных продуктов в 2021 году несколько снизилось, но стоит отметить стабильные объемы производства йогуртов. Ситуация на российском рынке сливочного масла аналогична общемировой, в частности в прошлом году были зафиксированы максимальные ценовые значения. Объемы производства снизились на 4%, а доля зарубежных поставок остается высокой и составляет 31% в емкости рынка. На рынке сухого молока доля импортных поставок составила 38%, но внутреннее производство сохраняет положительную динамику последние годы.  

После подведения статистических итогов, Марина Петрова предложила рассмотреть внешние отраслевые факторы влияния, возникшие в конце февраля. В первую очередь, это беспрецедентное санкционное давление, с которым не сталкивалось ни одно государство в мире. Для российской молочной отрасли критичным остается ограничения технические, технологические и осложнения поставок ряда ингредиентов, премиксов и так далее. Разрыв логистических цепочек также значительно усложнил производственный процесс, а кризис на рынке упаковки вынудил предприятия в экстренном порядке искать замену либо менять упаковку.

В заключительной части своего доклада эксперт дала рекомендации для предприятий по изменениям в своем ассортименте, которые помогут производителям сохранить потребительский спрос на свою продукцию. Прежде всего, необходимо снижать объем и вес выпускаемого ассортимента. 

Следующий универсальный совет –  работа с упаковкой в ситуации кризиса на этом рынке.

«Для того, чтобы сегодня быть успешными, предприятиям молочной отрасли необходимы упрощение, унификация и удешевление упаковочных решений, что крайне важно для сохранения лояльности потребителя», - подытожила Марина Петрова