интервью и комментарии

«Импортозамещение в том виде, в котором его предполагают обыватели невозможно: люди много лет обменивались знаниями, технологиями»

Алексей Мартыненко
Генеральный директор и основатель ЗАО «Умалат»
Российский АПК переживает сложный период адаптации к новым постковидным реалиям. Многие отраслевые эксперты полагают, что нас ждет консолидация рынка между несколькими крупными игроками, которые сумеют справиться со сложностями. Генеральный директор и основатель компании «Умалат» Алексей Мартыненко в интервью РБК рассказал, как компания переживала карантин, как справляется с трудностями и обозначил своё видение ситуации.
10.07.2020

Генеральный директор компании «Умалат» отмечает, что его компания на себе не почувствовала ажиотажного спроса конца марта, связанного с пандемией, так как продукция предприятия не является продукцией первой необходимости. В то же время завод серьезную долю продукции продает ресторанам, поэтому было снижение поставок на 10-15 % по сравнению с доковидным периодом. «Порядка 15 % наших продаж составляла HoReCa. Остальную продукцию мы продаем в ритейл, где тоже произошло перераспределение: меньше стало продаваться в гипермаркетах, больше продукции - в магазинах формата у дома. А наша продукция в основном представлена в гипермаркетах, меньше - в магазинах у дома», - отмечает эксперт. 


Завод серьезную долю продукции продает ресторанам, поэтому было снижение поставок на 10-15 % по сравнению с доковидным периодом


В настоящее время компания не строит дальнейших планов по своему развитию: «Мы пытаемся понять, какая сейчас реальность, пытаемся под неё подстроится. О планах на будущее даже не думаем. Мы думаем, что нам сделать, чтобы не остановилось производство, сохранить компанию. До конца года планов по развитию нет». На предприятии компании «Умалат» установлено итальянское оборудование, до кризиса работало около 80 итальянских специалистов обслуживающего персонала и руководство боится поломки оборудования: «Если какая-то запчасть выйдет из строя, в рамках ограничительных мер возникают сложности по ее поиску и доставке на предприятие. Кроме того, многие ингредиенты мы привозим из-за рубежа, поэтому есть определенные переживания в связи с их возможным отсутствием», - говорит А. Мартыненко.  


О планах на будущее даже не думаем. Мы думаем, что нам сделать, чтобы не остановилось производство, сохранить компанию.


 По мнению, эксперта из-за возможного закрытия границ в России закроется 90 % агропромышленного производства, так как вся сельскохозяйственная техника в России импортного производства. Кроме того, «сейчас все международные производственные связи стали неимоверно тесными, поэтому если не будет хватать какого-то необходимого узла или механизма, может остановиться всё производство. У вас могут быть многомиллионные инвестиции, но если нет запчастей или ингредиентов, то предприятие остановится. Нам всем нужно понять, что импортозамещение в том виде, в котором его предполагают обыватели невозможно: люди много лет обменивались знаниями, технологиями. На этом построена вся существующая мировая промышленность. Поэтому «стресс-тест не пройдет никто, кроме Агафьи Лыковой». Эксперт отмечает, что спрос на продукты второй необходимости точно упадёт. На иные продукты спрос останется на том же уровне. 


У вас могут быть многомиллионные инвестиции, но если нет запчастей или ингредиентов, то предприятие остановится.


А. Мартыненко также коснулся проблемы фальсификации молочной продукции заменителями молочного жира, которую, по его мнению, государство так и не решило: «Разделение на торговой полке натуральных молочных продуктов и продуктов с заменителями молочного жира не решило проблему. Но, тем не менее, потребитель должен иметь выбор между натуральными молочными продуктами и продуктами с ЗМЖ». Меркурий тоже не дал ощутимого результата». 


В последние 10 лет в России произошел качественный скачок с очень плохого молока в сторону очень хорошего.


Эксперт отмечает, что в последние 10 лет в России произошел качественный скачок с очень плохого молока в сторону очень хорошего: «Современные фермы стали использовать качественное охладительное оборудование, моющие средства, оптимальные условия кормления и содержания животных. Наша компания перерабатывает 120 т молока в день. Это 5-6 машин от 4-5 поставщиков – с каждой фермы, условно, приходит одна машина по 22 т молока». По его мнению, молока высшего сорта на рынке достаточно.