Главное меню
Можно много рассуждать – одна база или несколько. Сейчас речь не об этом. Речь о том, что мы привыкли работать в одной базе и хотим дальше продолжать работать в одной базе.
Результат:
Очень болезненные обновления.
Оперативный учет за рамками системы (например, в Excel).
Какой из этих двух результатов мы получим, зависит от того, кто победит. Если победит финансовая служба завода, которой важны обновления системы, она не даст сильно доработать оперативный учет и поэтому весь оперативный учет будет где-то за скобками. В лучшем случае он будет в старой системе, (хотя планировали в новой). В худшем – вообще где-нибудь в Excel, потому что в старой системе работать запретили.
То есть мы либо получаем обновляемую базу и не получаем оперативный учет в рамках системы, либо получаем оперативный учет, но из-за большого количества доработок база становится не обновляемой.
Рекомендации:
Тут, как правило, есть две ветки. Проект или технический (надо перейти на новую платформу, потому что старая не поддерживается) или бизнесовый. Если технический, то вторая рекомендация:
Например, вынести бухгалтерию за скобки, а оперативный учет оставить работать в старой системе и настроить интеграцию.
Если бизнесовый – тут отдельная история. Надо рассматривать проект с точки зрения целей, задач, результатов, профита для бизнеса и целесообразности инвестиций туда.
2. Установка на входе:
Довольно распространенной является ситуация, когда люди приходят уже под ярко выраженным влиянием маркетинга, где позиционируется, что ERP-система – это волшебная таблетка, в которой есть решения для всех задач.
Результат:
Продукт внедряется в части регламентированного учета и финансового контроллинга.
Оперативный учет вообще не работает в этой системе, либо работает только для обеспечения целей регламентированного учета.
У нас был случай, когда в одном из проектов клиент даже документ «заказы» не внедрил, а делал только первичную документацию – «реализации».
Рекомендации:
Не смотрите в ERP, как в программу. Посмотрите на проект как минимум из 4 контуров:
регламентированный учет
производственный учет
клиентский сервис
логистика
Уже сам взгляд на ERP с такой позиции позволяет избежать многих проблем в дальнейшем, потому что оттуда возникают очень правильные вопросы.
3. Установка на входе:
Особенно часто такая установка бывает у предприятий, которые идут проект не по собственному желанию, а вынужденно – под влиянием тех или иных внешних факторов (например, отмена поддержки программного продукта). То есть люди уже привыкли работать определенным образом, для чего нужны изменения – им не понятно, и желания что-то менять, соответственно, у них нет. Отсюда и подход: «хотите – меняйте платформу, но не ломайте мою работу – сделайте все как в старой». Ситуация, когда люди не способны слушать, слышать и меняться, является очень пагубной для проекта.
Результат:
100% «исковерканная» архитектура, которую невозможно обновлять, или обновления длятся по полгода. Чаще всего в таких случаях через какое-то время происходит перевнедрение системы.
Как работает система, знают только те, кто просил «сделать так же».
И не дай Бог они куда-нибудь денутся. Потом проще будет не разобраться в этой системе, а опять же переделать все заново.
Рекомендации:
В первую очередь смотреть нужно не на систему, а на процесс. При возникновении необходимости в перевнедрении возьмите конкретный процесс и разберите его, пересоберите, переложите на бумагу. Как правило, это действие уже существенно улучшает ситуацию. Часто случается так, что текущие процессы оказываются далеко не оптимальными, а проект помогает их пересобрать и оптимизировать.
Такой специалист станет тем самым фильтром, который не позволит вам нарушить архитектуру системы. Позволит грамотно перенести ваши хотелки на продукт.
4. Установка на входе:
Ну это прямо-таки мое любимое
Долго описывать не буду. Думаю, каждый и так понимает, о чем речь, (особенно сами ИТ специалисты). Расскажу лучше, к чему приводит такая установка.
Результат:
Особенно когда бизнес-заказчику или функциональному заказчику этот проект не нужен. У ИТ службы нет такого влияния, чтобы заставить людей что-то делать, что-то менять.
Когда руководство, например, настояло на своем и как-то административно повлияло на людей без их желания.
Потому что: «Чего они пришли со своей системой? У нас и так все хорошо, а тут надо что-то еще и делать». Естественно, в такой парадигме качественного результата добиться очень сложно.
Рекомендации:
Нужно осознать, что ИТ отдел – это подразделение, которое помогает функциональным и бизнес-заказчикам реализовывать их задачи. Инициатором и ответственным за такой проект должен быть сам бизнес, либо функциональный заказчик.
5. Установка на входе:
Бывает, когда понадеялись на русский «авось». Либо очень долго принимали решение: делать или не делать. Либо требование регулятора сверху упало нежданно-негаданно. В общем, дотерпели и надо что-то делать. Не делать нельзя. И вот находится интегратор, который говорит: «Ну да, сроки сжатые, конечно, но мы готовы сделать». Мы в чудеса не верим.
Результат:
Лучший случай – «как-то работает».
Худший случай – не работает вообще (перевнедрение).
В 100% случаев – испорченные отношения с интегратором.
Рекомендации:
Выделяем MVP-продукт и внедряем его. Но, что очень важно: внедряем с пониманием дальнейшего развития всей архитектуры. Чтобы то, что мы делаем сегодня, не противоречило тому, что мы будем делать завтра.
6. Установка на входе:
Здесь много писать не буду. Благо сейчас, видимо, уже на опыте рынок стал понимать, что самое дешевое – не есть хорошее.
Результат:
Рекомендации:
7. Установка на входе:
Сразу скажу, что эта установка зачастую работает. Иногда такие проекты бывают более чем успешными. Но тут что важно понимать: в случае, когда у вас в ИТ команде нет отраслевого опыта, вы его компенсируете за счет подключения бизнес заказчика.
Результат:
Требуется кратно бóльший объем времени на привлечение бизнес-заказчиков.
В зависимости от сложности проекта на старте бизнес-заказчикам придется уделять ему 50-60% своего времени. Вопрос: есть ли у них это время?
Рекомендации:
Чтобы снизить риск, ищите интеграторов с отраслевым опытом.