Законодательство

Государственная поддержка молочной отрасли в Российской Федерации

Яковлева О.А. , Бойко М.Д.
В статье представлено современное состояние молочной отрасли АПК, рассмотрена актуальность её государственной поддержки, изучены объемы и направления вложений государства в отрасль, проанализированы производственные и реализационные результаты вложений, проведен корреляционно-регрессионный анализ показателей. Сделан вывод о том, что вложения в отрасль дают позитивные результаты.
31.07.2022

Производства молока и молочных продуктов является приоритетным направлением деятельности АПК.

В отчете Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) по итогам производства молока в 2020 году Россия находилась на 7 месте. На первом месте традиционно Индия (183,96 млн тонн молока), далее США (101,3 млн тонн), Пакистан (60,8 млн тонн), Китай (39,2 млн тонн), Бразилия (36,8 млн тонн), Германия (33,2 млн тонн).

По данным 2021 года поголовье коров в Российской Федерации составило 7783,6 млн голов (– 1,5% к 2020 году), произведено 32288,7 тыс. тонн молока (+0,2%), реализовано 23772,3 тыс. тонн (+1%). На рис. 1 приведены данные в разрезе групп товаропроизводителей.

Очевидно, что основными производителями и поставщиками сырья на молочный рынок являются сельскохозяйственные организации.


В России 6 лидеров по производству молока


Лидерами по производству молока являются шесть субъектов Российской Федерации, в которых общее производство молока свыше 1 млн тонн: Республика Татарстан (2021 г. – 1,96 млн тонн), Республика Башкортостан (1,61 млн тонн), Краснодарский край (1,53 млн тонн), Алтайский край (1,15 млн тонн), Ростовская область (1,09 млн тонн), Воронежская область (1,05 млн тонн). При этом надо отметить, что в сравнении с предыдущим годом только половина регионов улучшила производственные результаты, – это Воронежская (+32,5 тыс. тонн), Ростовская области (+1,5) и Татарстан (+16,1), остальных представителей группы лидеров характеризует снижение показателей.

 рис 1.jpg

Рис. 1. Структура поголовья коров, производства и реализации молока по группам товаропроизводителей, %

В целом сохраняется положительная тенденция – в более 53% регионов отмечается рост объемов производства молока. Надо отметить, необходимость нарастания положительной тенденции, так как пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности по молоку определено на уровне 90%. Однако, несмотря на рост производства молока и молочной продукции по итогам 2021 года, самообеспеченность страны пока составляет 84%.


Одно из направлений роста российской молочной отрасли - более полное использование генетического потенциала молочного скота 


По мнению экспертов, у российской молочной отрасли существуют определенные резервы, среди них дальнейший рост молочной продуктивности за счет более полного использования генетического потенциала молочного стада, создания прочной кормовой базы, обеспечения сбалансированности кормовых рационов, использования инновационных технологий содержания животных.

В свете этого немаловажным является государственная помощь. С 2015 года объем помощи стабильно рос и стал одним из основных инструментов поддержки доходности отрасли (рис. 2). В 2021 году появилась новая опция «субсидии на корма».

 рис 2.jpg

Рис. 2. Государственная поддержка молочной отрасли (2013-2021 гг.), млрд руб.

В таблице 1 представлено изменение объемов государственной поддержки за период 2020-2021 гг. в разрезе основных направлений.

Таблица 1 – Объемы государственной поддержки молочной отрасли за период 2020-2021 гг., млн руб.

 

2020 год

2021 год

Изменения к 2020 г., %

Всего

Федеральный бюджет

Региональный бюджет

Всего

Федеральный бюджет

Региональный бюджет

Всего господдержка

44212

37565

6648

39297,5

34497

4801

88,9

Субсидии на 1 кг реализованного товарного молока

16647,6

12669,2

3978,4

14704,2

11166,7

3537,5

88,3

Субсидии на поддержку племенного крс молочного направления

8304,8

6085,2

2219,6

4732,6

3816,2

916,4

57,0

Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов молочного животноводства

4816,5

4575,7

240,8

4934,3

4687,6

246,7

102,4

Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам

4175,5

3966,7

208,8

2004,2

1904

100,2

48,0

Льготное кредитование

10267,9

 

 

12922,2

 

 

125,9

в т.ч. инвестиционное

7300

 

 

9420,7

 

 

129,1

краткосрочное

2967,9

 

 

3501,5

 

 

118,0

Из таблицы видно, что поступление средств поддержки идет из двух источников, – это как федеральный бюджет, так и региональные бюджеты субъектов Российской Федерации. Доля вложения регионов в 2020 году составляла 15%, в 2021 году сократилась, став 12,2%, то есть основную нагрузку несет федеральный бюджет. За анализируемый период произошли некоторые изменения: в целом объемы государственной помощи отрасли сократились на 11,1%, наиболее значительное сокращение произошло по направлению поддержки племенного молочного скота и субсидирования части процентной ставки по инвестиционным кредитам.


Доля вложений государства в возможность льготного кредитования отрасли увеличилась практически на четверть


Однако почти на четверть увеличилась доля вложения государства в возможность получения льготных кредитов, особенно инвестиционных, что в дополнении возросшего уровня возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов молочного животноводства дает возможность вкладываться в формирование основных средств производства отрасли (табл. 2).

Несмотря на сокращение числа введенных объектов более чем на четверть, количество новых скотомест увеличилось на 23,7%, что позволило получить значительные дополнительные объемы молока.

В таблице 3 представлены регионы-лидеры 2021 года по объемам получаемой государственной помощи для развития молочной отрасли и индексы, характеризующие изменения производства и реализации молока к предыдущему году.

Таблица 2 – Введено, реконструировано и модернизировано объектов по молочному скотоводству

Показатели

2020 год

2021 год

Изменения к 2020 г., %

Количество объектов, шт.

172

125

72,7

Количество созданных скотомест, ед.

100994

124883

123,7

Общий объем производства молока, произведенного за счет ввода новых объектов, реконструкции и модернизации, тыс. т

360,3

520,6

144,5

С большим отрывом лидируют Воронежская область и Республика Татарстан, находящиеся соответственно на шестом и первом месте по объемам производства молока, также к этой группе относится Краснодарский край (3 место). И если в Воронежской области отмечается прирост объемов производства и реализации молока, то в Татарстане прирост уже незначительный, а Краснодарский край характеризует снижение производственных показателей. В целом среди лидеров по объему получаемой отраслью поддержки, девять из десяти субъектов показали рост производственных показателей и восемь из десяти реализационных.

Таблица 3 – Топ-10 субъектов-лидеров по объему государственной поддержки, млн руб.

 

Объем господдержки, млн руб.

Индексы изменения к 2020 г., %

производства молока

реализации молока

Воронежская область

3090,2

103,2

107,2

Республика Татарстан

2656,4

100,8

100,3

Курская область

2184,4

107,6

103,4

Краснодарский край

1885,9

98,2

94,7

Калужская область

1649,3

107,7

111,9

Белгородская область

1588,6

101,6

97,8

Рязанская область

1270,6

108,3

107,9

Новосибирская область

1116,3

102,9

103,3

Тюменская область

1094,5

105,6

102,9

Удмуртская Республика

1076,2

105,6

106,1

Даже на примере это группы очевидно, что уровень поддержки влияет на производственные и реализационные показатели отрасли регионов, но это влияние не функциональное – рост факторного показателя (господдержки) не вызывает такой же рост результативного показателя (производственные показатели). Проведенный корреляционно-регрессионный анализ с использованием пакета статистической обработки информации IBM SPSS Statistics 22 по всей совокупности субъектов Российской Федерации показал (табл. 4), что зависимость характеризуют значимые и достаточно высокие коэффициенты корреляции.


Вложения в отрасль дают положительные результаты. Государство заинтересовано в развитии молочной промышленности


Регрессионный анализ уточнил силу и выявил параболическую зависимость между объемом государственной поддержки молочной отрасли и производственными результатами. Индексы корреляции высоки и с учетом их достоверности (величины F-критерия) – значимы. Индексы детерминации показали, что колебания показателя производства молока в исследованной совокупности объясняются примерно на 41%, а колебания реализации молока на 66% объемом оказываемой поддержки. Таким образом, мы достоверно доказали, что вложения в отрасль дают позитивные результаты, а государство заинтересовано в развитии молочной сферы.

Таблица 4 – Результаты корреляционно-регрессионного анализа влияния объемов государственной поддержки молочной отрасли на производственные результаты (2021 г.)

Показатели

Корреляционный анализ

Регрессионный анализ

Произведено молока, тыс. т

Реализовано молока, тыс. т

Произведено молока, тыс. т

Реализовано молока, тыс. т

Парные коэффициенты корреляции

0,618**

0,784**

-

-

Индекс корреляции

-

-

0,64

0,81

Коэффициент детерминации

-

-

0,41

0,66

Фактическое значение F-критерия

-

-

25,602

71,024

Табличное значение F-критерия

-

-

0

0

**Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Об этом свидетельствуют планы правительства на 2022 год – в достаточно сложных экономических условиях не снижать объемов поддержки. В начале года Правительство уже выделило 25 млрд рублей на субсидирование льготной процентной ставки по кредитам, а также 26 млрд рублей для поддержки системообразующих предприятий агропромышленного комплекса. Для сохранения уровня производства молока и молочных продуктов и стабилизации ситуации в молочном скотоводстве дополнительно будет выделено 10 млрд рублей на компенсацию затрат на корма. Кроме этого, государство продолжает поддерживать аграриев всеми доступными способами, в том числе субсидированием процентных ставок по кредитам, снижением административных барьеров и нагрузки на бизнес со стороны контролирующих органов.

Источник: Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 мая 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 94-98.