Главное меню
При кластерном подходе создания интегрированных организаций должны соблюдаться следующие условия: полная самостоятельность производственной и хозяйственной деятельности всех ее участников, необходимость их взаимной экономической выгоды, отсутствие жесткой централизации.
Введение
Развитие интеграционных процессов приобретает особую значимость в условиях
реализации моделей кластерных технологий на отраслевом рынке. Создание и развитие на локальных территориях отраслевых кластеров, функционирующих в виде моделей ассоциаций районного уровня с целью реализации условий для увеличения доли выпускаемой молочной продукции, является стратегическим направлением развития отрасли.
Основная часть
На уровне природно-экономических зон возможно создание специализированных
отраслевых (молочных) союзов. При этом основными направлениями деятельности
могут быть производство молочного сырья, его переработка, дистрибуция и организация продаж. На наш взгляд, рыночными перспективами при этом могут быть:
- создание и развитие высокотехнологичных перерабатывающих производств, отвечающих международным стандартам и обеспечивающих соответствующий уровень производительности труда; - увеличение объема выпускаемой молочной продукции с высокой добавленной стоимостью (средней ценовой категории и выше);
- увеличение объема продукции, выпускаемой в узкоспециализированных нишевых сегментах, не менее чем в 5 раз;
- создание единого эко-бренда специализированного отраслевого союза (ассоциации);
- увеличение доли экспорта готовой молочной продукции предприятий ассоциаций в другие регионы России и за рубеж;
- рост финансирования НИОКР в области производства сырьевого молока и молочной продукции в Алтайском крае не менее чем в 3 раза [1, 2, 5, 8].
При кластерном подходе должны соблюдаться следующие условия: полная самостоятельность производственной и хозяйственной деятельности всех ее участников, необходимость их взаимной экономической выгоды, отсутствие жесткой централизации [3, 5].
В качестве оценки деятельности ассоциаций выступает не только прибыль, но и
объем реализованной продукции, распределяемой между партнерами по установленным соотношениям долевого участия в производстве молочной продукции [1, 7].
При выполнении определенных функций в интеграционном процессе состав участников может быть как ограниченным, так и расширенным в зависимости от локальной специализации и масштаба деятельности (рис. 1).
Таким образом, задача ассоциаций состоит в формировании законченного производственно-технологического цикла с оптимизацией технических, технологических, экономических вопросов, связанных с получением сырья, заготовкой, транспортировкой, переработкой, складским хранением и реализацией готовой продукции.
В предложенной структуре управления молочного союза предполагается интеграция нескольких районов природно-экономической зоны (рис. 2), что предполагает создание трех рабочих групп по работе с производителями и переработчиками сырьевого молока, оптовыми логистическими центрами и розничной торговлей. Предлагаемая структура позволит оптимизировать принятие управленческих решений участниками интегрированного формирования, исключить дублирование операционной деятельности, рационализировать товарные потоки между продавцами и покупателями молока и молочной продукции.
Основными функциями могут быть: участие в разработке стратегического и оперативного планирования; координация текущей деятельностью участников ассоциации; предоставление текущей отчетности; аудиторская деятельность; поиск оптимальных каналов реализации продукции; разработка «дорожной карты» продвижения продукции на рынке [4].
Разработанная нами молочная ассоциации на уровне Мамонтовского района Алтайского края объединит районный молочный завод и 24 сельскохозяйственных товаропроизводителей. Средняя удаленность хозяйств от молокозавода составляет 12-63 км. Организационно-функциональная структура представлена на рисунке 4. Организация районных ассоциаций предполагает взаимоотношения между партнерами, осуществляющие не по стадиям воспроизводственного процесса, а по конечному его результату в зависимости от производственного вклада и интереса участников. В рамках создания молочной ассоциации предполагается функционирование частных мини-сыроварень, использующих как молоко собственного производства, так и давальческое сырье. Необходимость продиктована наличием премиум сегмента потребителей мягких сыров различных фракций, а также «голубых» сыров (сыры с плесенью). Мощность завода: переработка 15 т сырьевого молока, выработка 4,2 т сливочного масла в смену (в пересчете на цельное молоко — 62 т в смену). При односменной работе завод может перерабатывать 22 тыс. т в год.
Между производителем молока и его заготовителем (перерабатывающим молочным заводом) заключается контракт, в котором оговариваются все условия их взаимоотношений. В контракте указывается, что производитель продает заготовителю (молочному заводу) молоко по базисному содержанию белка, молочного сахара и жира, отвечающие по качеству действующим стандартам, техническим условиям, ветеринарным и санитарным требованиям. Оговариваются количество и сроки доставки молока, выплата денежного аванса и его своевременное покрытие за счет денежного аванса.
По мере необходимости производитель и заготовитель проводят согласование цен на молоко цельное и обезжиренное, а также на различные услуги (доставка молока, пастеризация обрата, погрузка, разгрузка молока и обрата). Для оценки деятельности интегрированных формирований, как правило, используют методы экономического анализа в части сравнения экономических показателей; оценивают эффективность деятельности по прибыли, уровня рентабельности производства, активов, продаж и др.
На наш взгляд, расчет экономической эффективности деятельности ассоциации можно производить, используя следующие формулы [4]:
Эф = (Yn) — (Sn+En*Iт)*Tn, (1)
где Y1т — выручка от реализации видов продукции (сырья);
I1,2 — инвестиционные вложения;
Sn — себестоимость продукции;
Еn — норматив коэффициента эффективности инвестиционных вложений (0,15);
Tn — количество товарных позиций в товарном ассортименте
где
Fe — уровень рентабельности инвестиционной деятельности участников ассоциации;
Lijr - прибыль i-той деятельности j-того субъекта по привлечению инвестиций r-го участника;
Gijk — затраты i-той деятельности j-того субъекта по привлечениям средств за счет участника r.
Учитывая присутствие организаций малого бизнеса нами рассчитаны затраты на мини-сыроварню в составе ассоциации локального (районного) уровня, при строительстве цеха, общей площадью 150 м2, потребуется более 1,8 млн руб. (табл.).
Выводы
Таким образом, инвестиционные затраты на мини-сыроварню окупятся за
6,2 мес., выручка на прогнозный период составит более 20 млн руб., рентабельность производства планируется на уровне 28%, бюджетный эффект составит более 285 тыс. руб., рентабельность продаж — 21,6%. В целом, прибыль от функционирования молочно-продуктовой ассоциации возможна на уровне: 29,801 млн руб., уровень рентабельности — не менее 55%, рентабельность продаж — на уровне 35%/
Библиографический список
1. Ковалева И.В. Совершенствование экономических связей хозяйствующих
субъектов в молочно-продуктовом подкомплексе АПК // Вестник алтайской науки. — 2009. — № 1 (4). — С. 147-155.
2. Мilknews. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://milknews.ru/
analitika-rinka-moloka/molochnaya_otrasl.html (дата обращения 10.10.2016).
3. Филимоненко И.В. Методика оценки и выбора эффективных локальных рынков региона // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки — 2006. — Т. 6. — Вып. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nsu.ru/jspui/bitstream/nsu/2521/1/11.pdf (дата обращения: 07.07.2016).
4. Чепелева К.В. Системный анализ инфраструктуры продовольственного рынка
региона // Российское предпринимательство. — 2011. — № 2-1. — С. 159-164.
5. Экономика регионального АПК: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. д.э.н., проф. И.В. Ковалевой. — Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2015. — 215 с.
6. Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ffprom22.ru/info/analitika/(дата обращения: 18.09.2016).
7. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2010-2015: Стат. сборник. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул,2016. — 348 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/453123097(дата обращения 12.09.2016).
8. Porter, M.E. On Competition. Harvard Business School Publishing, 1998. — P. 387.
Источник: Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 11 (145), 2016. С. 189-193.