Экономика

О реализации политики импортозамещения в Российской Федерации (на примере молочной отрасли республики Татарстан)

Кириллова О.В.
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Казанский Государственный аграрный университет», г. Казань, Россия.
Проблемы импортозамещения в России возникали уже достаточно давно, еще до внедрения антироссийских санкций и контрсанкций. Это связано с тем, что РФ является страной-экспортером сырья, что и привело к импортозависимости от других стран.
03.10.2018

В настоящее время возникла острая необходимость внедрения политики импортозамещения, т.к. недостаточное количество оборудования и средств производства, сырьевого материала и его источников, отсутствие эффективной инфраструктуры не позволяет России полностью обеспечивать себя необходимыми продуктами питания. Важным является и то, что, например, на рынке молочной продукции присутствуют иностранные конкуренты, которые продают свою продукцию значительно дешевле российской. Ярким примером является Белоруссия. В последнее время на рынке активным участником стала Армения, которая экспортирует в Россию сыр. Но ведь, как известно, если дешевле, значит, и качество страдает. Увеличивается и объем фальсифицированной продукции. По оценкам экспертов, российские производители не смогут в ближайшее время удовлетворять потребности населения из-за того, что необходимо увеличить дойное стадо, значительно улучшить инфраструктуру села, приобрести необходимое оборудование и т.д. Объем инвестиций в этот сектор должен составлять 200-500 млрд рублей. Это невозможно сделать за короткие сроки и поэтому Россия еще будет зависеть от импорта молочной продукции из Белоруссии и других стран. Поэтому РФ необходимо предпринять необходимые меры, которые позволят государству защитить не только молочную, но и другие отрасли сельского хозяйства России, что незамедлительно скажется на повышении качества и доходов населения страны. Полностью применять импортозамещение в России будет убыточно для экономики и будет связано с увеличением инфляции, снижением объемов сбережений, сокращением инвестиционной активности, дефицитом платежного баланса.

Введение. В настоящее время в России с завидным постоянством фиксируется падение потребления молочной продукции. Это связано со снижением доходов населения и высокими ценами на молочные продукты. Как известно, торговые сети формируют свою наценку от цены производителя, которая может достигать до 80%. Поэтому одним из основных аспектов государственной политики поддержки сельхозтоваропроизводителей должно быть введение ограничений на торговые наценки.

Важным является и то, что на рынке молочной продукции присутствуют иностранные конкуренты, которые продают свою продукцию значительно дешевле российской. Ярким примером является Белоруссия. В последнее время на рынке активным участником стала Армения, которая экспортирует в Россию сыр. Но ведь, как известно, если дешевле, значит и качество страдает. Увеличивается и объем фальсифицированной продукции. Результатом этого является затоваривание рынка по таким категориям молочной продукции, как масло, сыр, сухое обезжиренное молоко.

В 2018 году ожидается введение ветеринарных сертификатов, которые будут являться гарантией защиты молочной продукции и ее соответствие ветеринарным, санитарным и фитосанитарным требованиям. Это значительно отразится и на качестве продукции.

Если цены на продукцию останутся достаточно высокими для населения, то при неизменном уровне производства или его увеличении на рынке произойдет затоваривание, что повлечет за собой снижение цен до уровня равновесных, при которых излишки будут ликвидированы.

Важным в сложившейся ситуации является государственное ограничение импортных поставок из-за рубежа. При условии повышения минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других выплат от государства ожидается повышение спроса на молочную продукцию. Но при этом потребители стремятся покупать более дешевые молочные продукты – различные спреды, сырные продукты.

Таким образом, основными факторами, влияющими на молочный сектор России, являются:

1. Увеличение производства товарного молока (на 2,5-2,8 % в год, т.е. прирост составил более 2 млн тонн (примерно 10% от объема товарного производства));

2. Увеличение запасов молочной продукции на складах (примерно в 1,5-2 раза, но за исключением кисломолочной продукции, запасы которой уменьшились на 11%);3. Снижение потребления молока и молочной продукции (в среднем на 2 %);

4. Снижение цен на молочную продукцию на мировом рынке (сухое обезжиренное молоко к середине января 2018 снизилось по цене на 30%, сыр – более 11%, сухое цельное молоко – более 8%.

5. Снижение цен на молочную продукцию в России (в декабре 2017 года в Алтайском крае цены снизились на 12,8% к показателю прошлого года, в Татарстане – на 6,6%, в Удмуртии – на 3,8%).

6. Отсутствие сокращения импорта молочной продукции в РФ (основными поставщиками является Белоруссия, Новая Зеландия, Аргентина, Турция и Уругвай). Причем, по мнению экспертов, 15-20% импорта является реэкспорной продукцией.

Следовательно, с одной стороны, растет производство молока, с другой: в результате падения спроса и неплатежеспособности населения будут расти запасы нереализованных товаров на складах. В результате этого возникнет следующая ситуация: хранящиеся в запасах объемы будут давить на рынок, отпускные цены на сырье начнут подниматься, а доходность проектов по производству снизится.

Все это может обернуться сокращением поголовья в 2018 году. Ведь до конца лета хозяйства могут использовать корма, которые были заготовлены в прошлом 2017 году. Осенью из-за снижения цен производители будут вынуждены вырезать поголовье. В результате этого производство товарного молока может сократиться на 300-400 тыс. тонн. Следствием этого будет возникновение дефицита сырья и банкротство для переработчиков. Выходом из такой ситуации могут стать закупочные государственные интервенции за счет активизации госзакупок. Но в этом случае возникает ситуация с выбором цен, а это не всегда сопровождается качеством продукции и добросовестностью производителей. Очень большое значение имеют сроки принятия такого решения со стороны государства, которые серьезно ограничены.

Анализ и обсуждение результатов исследования. В феврале 2018 года на встрече с высшими должностными лицами регионов России президент Татарстана Рустам Минниханов доложил Главе Правительства страны Дмитрию Медведеву о причинах возникновения проблем на молочном рынке. Было заявлено, что в Республике Татарстан в настоящее время отсутствует вывоз и цены ниже на 5-8 рублей по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что конкурентами было завезено сухое молоко по значительно низким ценам, что непременно отражается на качестве продукции и здоровье населения. И, прежде всего, очень снизились закупочные цены у производителей сырого молока. Было определено, что без вмешательства государства проблема никак не решится.

В связи с определением направления развития молочной промышленности Медведев поручил специалистам разобраться в сложившейся ситуации. Даже несмотря на то, что Россия имеет общий рынок со странами Евразийского рынка и должна соблюдать определенные экономические принципы. В первую очередь, необходимо заботится о здоровье и благосостоянии граждан России.

В конце февраля 2018 года Россельхознадзором было принято решение об ограничении ввоза в РФ сыворотки, молока и сливок из Белоруссии. В первую очередь, это было связано с низким качеством импортируемой продукции. Временное эмбарго коснется молока и сливок пастеризованных, стерилизованных и ультрапастеризованных наливом; молока и сливок сухих, концентрированных, консервированных и сгущенных; сыворотки молочной наливной, концентрированной, сухой; концентрата сывороточного и молочного белка. Основным является защита внутренних товаропроизводителей молочной продукции.

Одним из важнейших факторов в сложившейся ситуации является время, т.к. в связи со снижением объема продукции на рынке цены начнут незамедлительно ползти вверх и государству необходимо не допустить их стремительного подъема. Минимальный срок должен составлять до 1-1,5 месяцев. В противном случае произойдет рост цен до 40%.

С начала года Белоруссия дважды снижала экспортные цены на сухое молоко, что привело к снижению цен на него до уровня 2013 года. Это привело к значительному затовариванию российского рынка, где на складах отечественных производителей образовались критические объемы сухого обезжиренного и цельного молока, цена на которые на 8-10% выше конкурентных.

Принятое Россельхознадзором решение позволит реализовать появившиеся запасы готовой продукции и избежать катастрофического снижения цен на сырье.

Но нельзя забывать и о том, что такое эмбарго в настоящее время не может быть долговременным. Это связано с тем, что Россия не может пока обеспечивать молочной продукцией на 100% и дефицит, по словам главы Минсельхоза Александра Ткачева, составляет 7 млн т сырого молока. По оценкам экспертов, российские производители не смогут в ближайшее время удовлетворять потребности населения из-за того, что необходимо увеличить дойное стадо, значительно улучшить инфраструктуру села, приобрести необходимое оборудование и т.д. Объем инвестиций в этот сектор должен составлять 200-500 млрд рублей. Это невозможно сделать за короткие сроки и поэтому Россия еще будет зависеть от импорта молочной продукции из Белоруссии и других стран.

Выводы. Таким образом, государству необходимо принимать следующие меры для защиты отечественных товаропроизводителей молочной продукции и развития отрасли:

1. Введение ограничений на торговые наценки.

2. Введение электронных ветеринарных сертификатов, которые будут являться гарантией защиты молочной продукции и ее соответствие ветеринарным, санитарным и фитосанитарным требованиям.

3. Применение закупочных государственных интервенций за счет активизации госзакупок.

4. Внедрение эффективной политики по защите внутреннего рынка молочных продуктов, т.е. жестко определять торговые балансы со странами-поставщиками и пресекать импорт некачественной молочной продукции.

Эти меры позволят государству защитить не только молочную, но и другие отрасли сельского хозяйства России, что незамедлительно скажется на повышении качества и доходов населения страны. Такая поддержка позволит производителям снижать производственные запасы и выигрывать время при реализации продукции на рынке. Немаловажным является и защита здоровья людей от фальсифицированной и некачественной продукции.

Литература

1. Кириллова О.В. Международная торговля России в современных условиях влияния деятельности ВТО // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современного государства и общества: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 марта 2017. – г. Екатеринбург: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. – 48-51 c.

2. Кириллова О.В. Импортозамещение продукции АПК как основа развития экономики России в условиях ВТО // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современного государства и общества: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 марта 2017. – г. Екатеринбург: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. – 44-47 c.

3. Kirillova O.V. IMPORT SUBSTITUTION IN RUSSIA: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES. The collection includes 6th The International Conference «Social Science and Humanity» by SCIEURO in London, 23-29 March №1 2017 Р. 80-87

4. Кириллова О.В. Проблемы в системе импортозамещения в России/ Кириллова О.В. Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3/45. – С. 117-120

5. Кириллова О.В. Об особенностях внешней торговли сельскохозяйственной продукцией РФ в условиях ВТО // Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях глобальных рисков: Материалы научно-практической конференции - Казань: Изд-во Казанского ГАУ. – 2016. – 398-402 с. ISBN 978-5-905201-31-8

6. Кириллова О.В. Факторы, определяющие продовольственную безопасность страны в рамках всемирной торговой организации // Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях глобальных рисков: Материалы научно-практической конференции - Казань: Изд-во Казанского ГАУ. – 2016. – 403-407 с. ISBN 978-5-905201-31-8

Сведения об авторах:

Кириллова Ольга Викторовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и информационных технологий, e-mail: Lesik333@yandex.ru ФГБОУ ВО «Казанский Государственный аграрный университет», г. Казань, Россия.

Источник: журнал "Вестник Казанского ГАУ". 2018. № 2(49).