Законодательство

К вопросу проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока

Л.В. Абдуллаева
канд. тех. наук, эксперт, ответственный секретарь ТК 470/МТК 532, руководитель группы стандартизации Молочного союза России
Автор рассматривает проблемы законодательства РФ и ЕАЭС в части контроля сырого молока и готовой молочной продукции на наличие остатков ветеринарных препаратов, включая антибиотики.
06.03.2020

В настоящее время в молочной отрасли РФ и ЕАЭС процедура контроля молока на остатки ветеринарных препаратов, в т.ч. антибиотиков, вызывает очень много вопросов. Возникают эти вопросы как при приемке молока на переработку, так и при контроле готовой молочной продукции в обороте. Проблема вызвана неоднозначностью законодательных требований ЕАЭС и РФ, отсутствием государственных регулирующих документов по правилам применения ветеринарных препаратов, несовершенством процедуры ветеринарносанитарной экспертизы сырого молока уполномоченной государственной службой на всех стадиях его производства и оборота. 

В законодательстве существуют следующие правовые коллизии, не позволяющие однозначно решить проблему исключения поступления на переработку потенциально небезопасного сырого молока. 

1. Документами, устанавливающими требования безопасности сырого молока, являются ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» и Решение ЕЭК от 13 февраля 2018 г. № 28 «О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения». В этих трех документах установлены различные требования и нормы по содержанию остатков ветеринарных препаратов в сыром молоке и готовой молочной продукции: 

• Часть 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011 регламентирует полное отсутствие в количественном отношении всех остатков ветеринарных препаратов в молоке и готовой молочной продукции; • В приложениях к ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013 установлены предельно допустимые уровни количественного содержания остатков антибиотиков 4 групп как в сыром молоке, так и в готовой продукции; 

• Решением ЕЭК № 28 установлены предельно допустимые уровни количественного содержания 56 остатков ветеринарных препаратов, включая антибиотики, в сыром молоке. 2. Ни в одном из вышеупомянутых нормативных правовых актов не установлены положения по применению ветеринарных препаратов в молочном животноводстве, нет списка запрещенных к применению ветеринарных препаратов. Производители сырого молока и ветеринары могут использовать любые ветеринарные препараты, о которых переработчику, принимающему сырое молоко на завод, информация не сообщается. 

3. В РФ отсутствуют установленные актуальные правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока, включая контроль остатков ветеринарных препаратов, уполномоченной государственной службой перед отправкой его на переработку.

4. В РФ, в отличие от большинства европейских стран, не регламентирован обязательный государственный мониторинг безопасности и ка- чества сырого молока, направляемого на переработку. В итоге при отсутствии законодательно установленной на государственном уровне процедуры производства и лабораторного контроля сырого молока уполномоченной службой вся ответственность за возможное попадание в продукцию остатков ветеринарных препаратов возложена на производителя готовой молочной продукции. 

Исходя из вышеотмеченных фактов, с целью обеспечения безопасности молока и молочной продукции и гармонизации действующего законодательства ЕАЭС и РФ секретариат ТК 470/МТК 532 на основе решения комитета от 16 апреля 2019 г. (протокол ТК 470 № 25) обратился в Правительство РФ с целью поддержать следующие предложения в части оптимизации нормативных правовых актов РФ и инициирования от РФ изменений в законодательство ЕАЭС: 

• регламентирование в РФ и инициирование принятия на уровне ЕАЭС списка запрещенных для использования в молочном животноводстве ветеринарных препаратов с установлением ответственности за его соблюдением и регулярной актуализацией; 

• утверждение на уровне РФ правил применения разрешенных ветеринарных препаратов с обязательным контролем уполномоченной государственной службой в области ветеринарно-санитарного надзора результата лечения продуктивных животных с соблюдением периода выведения остатков ветеринарных препаратов из организма животного;  

• скорейшее принятие в РФ правил проведения санитарно-ветеринарной экспертизы сырого молока перед отправкой его на переработку с обязательным контролем его на отсутствие  остатков ветеринарных препаратов и оформлением сопроводительного документа о результатах экспертизы с целью подтверждения соответствия сырого молока требованиям технических регламентов ЕАЭС; 

• инициирование от РФ актуали- зации и гармонизации законодательства в части  согласованности требований Решения ЕЭК № 28, ТР ТС 033/2013 (Приложения 4, 9.10), ТР ТС 021/2011 (часть 3 статьи 13) по остаткам ветеринарных препаратов и их максимально допустимых уровней в сыром молоке и готовой молочной продукции.

На основании обращения ТК 470 Правительство РФ направило поручения в федеральные органы исполнительной власти для решения данного вопроса. В федеральных органах исполнительной власти РФ (в Минсельхозе России, в Роспотребнадзоре, в Минэкономразвития России и др.) данное поручение было прорабо- тано, и в результате Россией было инициировано рассмотрение данного вопроса на уровне ЕЭК. В настоящее время вопрос пытаются решить на уровне ЕЭК путем внесения изменений в ТР ТС 021/2011 в части гармонизации требований, касающихся наличия остатков ветеринарных препаратов в сыром молоке и готовой молочной продукции.

На мой взгляд, то, что предложил Минсельхоз России, а именно «погрузить» все положения Решения ЕЭК № 28 и в части сырья, и в части готовой продукции в ТР ТС 021/2011, абсолютно невыполнимо и неправильно. Рассмотрим подробнее все «за» и «против». Предложенный Минсельхозом России проект изменения в технический регламент ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее – Проект) устанавливает включение в главу 2 ТР ТС 021/2011 статьи 9 «Требования безопасности пищевой продукции животного происхождения, в том числе не переработанной пищевой продукции животного происхождения, в части содержания остатков лекарственных средств (фармакологически активных веществ), применяемых в животноводстве и (или) пищевой промышленности в части остатков ветеринарных препаратов». 

Данной статьей вводится обязательный контроль всей пищевой продукции (сырья и готовых продуктов) животного происхождения, включая молоко и молочную продукцию, на наличие остатков ветеринарных препаратов в установленных пределах, включая антибиотики. В части молока – это 56 показателей. При этом нормы, устанавливаемые в Проекте, по всем 56 ветеринарным препаратам введены с весьма странной формулировкой: 

«1. Максимально допустимые уровни остатков лекарственных средств (фармакологически активных веществ), применяемых в животноводстве и (или) пищевой промышленности». Не понятно, о каком применении в пищевой промышленности лекарственных (ветеринарных) препаратов идет речь. Ветеринарные препараты применяются в животноводстве, а значит, правила их применения, контроль их использования и контроль сырого молока, направляемого на переработку, должны осуществлять уполномоченные органы именно на стадии получения сырого молока. Проектом же установлено, что функции по контролю наличия остатков всех 56(!) ветеринарных препаратов как в сыром молоке, так и в готовой молочной продукции возложены на молокоперерабатывающее предприятие (п. 3 статьи 9 Проекта) в рамках осуществления производственного контроля. Невозможно проверить на пищевом предприятии «то, не знаю что», т.к. ветеринарный сопроводительный документ, направляемый на завод вместе с сырым молоком, как правило, всегда «пустой», в нем ветеринары не сообщают, что и когда они использовали для лечения. Заводу без таких знаний придется вести контроль всех(!) 56 показателей. Оптимальное решение – контроль остатков ветпрепаратов в сыром молоке должна вести именно ветеринарная служба, которая и проводит лечение животных. Именно так и решается этот вопрос в ЕС и других странах: контроль на наличие остатков антибиотиков и других ветеринарных препаратов в молоке осуществляет ветеринарный орган в рамках протокола лечения животных. Когда ветеринар знает, что он применял для лечения, ему совершенно не обязательно контролировать все 56 препаратов, достаточно проверить то, что приме- нялось. И о результатах такого контроля ветеринарный орган сообщает молочному предприятию в сопроводительном документе. 

В РФ ветеринары традиционно не проверяют на месте наличие остатков препаратов в сыром молоке и, соответственно ничего не написав в сопроводительном документе, отправляют на завод. При этом ответствен- ность за наличие ветпрепаратов в молоке также перекладывается на завод, а теперь и законодательно эта ответственность закрепится за переработчиком, если Проект примут в предложенном варианте! У предприятия времени до начала переработки сырого молока очень мало, заводу просто физически невозможно проверить на наличие в молоке остатков всех 56(!) препаратов – оно прокиснет, пока лаборанты дождутся результатов анализа. Немало усилий и средств придется потратить предприятию на тончайший химический анализ сырого молока (и часто бесполезный) в дополнение к его приемочным испытаниям, бесконечно оформляемые документы в различных системах сертификации и прослеживаемости (например, «Меркурий» и цифровые QR-коды), постоянные исправления упаковки и маркировки в соответствии с внесенными изменениями в законы, к примеру, о наименованиях и т.д. Возникает наболевший вопрос, а когда же заняться выпуском качественных и вкусных продуктов?! 

Можно с уверенностью сказать, что после принятия Проекта в данной редакции производство молочной продукции средними и мелкими отечественными предприятиями значительно сократится, т.к. молочным предприятиям придется ежедневно проводить огромный спектр химических анализов по обязательному контролю  остатков 56 препаратов в молоке и готовой продукции в соответствии с ТР ТС 021/2011, переоснащать лаборатории, обучать персонал, закупать импортное дорогостоящее испытательное оборудование (своего отечественного экспресс-оборудования, к сожалению, нет). Крупные предприятия, возможно, за какое-то время справятся с этой задачей, смогут приобрести дорогие приборы, увеличить штат сотрудников, но это – явная монополизация рынка крупным бизнесом. Есть еще один очень важный вопрос, затрагиваемый данным Проектом, – это введение списка запрещенных препаратов для лечения животных. Предлагается его ввести взамен действующего Приложения 5 к ТР ТС 021/2011. Заменяя действующую редакцию Приложения 5 ТР ТС 021/2011, в которой регламентируется список опасных болезней животных, от которых нельзя направлять молоко (и другие продукты животного происхождения) на переработку, списком запрещенных препаратов, разработчик проекта (Минсельхоз России) «облегчает жизнь» молочным предприятиям, работающим в неблагополучной «лейкозной» зоне по сырому молоку, а также ветеринарной службе и Россельхознадзору в части необходимости искоренять такие опасные болезни, как лейкоз. С этим заболеванием сейчас есть проблемы в отдельных регионах РФ, а безопасность молока от животных, больных лейкозом, не доказана. В исполнительной дирекции Молочного союза России и секретариате ТК 470/МТК 532 есть научные статьи о потенциальной опасности данного фактора. Но, видимо, проще исключить упоминание данного опасного фактора из обязательного контроля и из Приложения 5, чем выполнять требования регламента и планомерно работать над искоренением в РФ этого заболевания. 

По нашему мнению, список запрещенных ветеринарных препаратов на законодательном уровне – это очень правильное и мудрое решение, но включать его надо не в ТР ТС 021/2011 – документ, устанавливающий безопасность пищевой продукции и сырья, а в документ, регулирующий правила лечения продуктивных животных. 

В связи с вышеотмеченным секретариат ТК 470/МТК 532 инициировал обращение в Правительство РФ о необходимости корректировки Проекта изменения в ТР ТС 021/2011 и поддержке предложения, основанного на мировом опыте контроля сырого молока. Предложено исключить из Проекта Изменения ТР ТС 021/2011 перечень запрещенных ветеринарных препаратов и перечень допустимых уровней остатков ветеринарных препаратов в животном сырье. Считаем целесообразным включить данные перечни в документ, регламентирующий Правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока перед отправкой его на пищевые цели. Данный документ является действующим, им руководствуются ветеринарные службы, в настоящее время он пересматривается в Минсельхозе России. Секретариат ТК 470/МТК 532, являясь участником рабочей группы по пересмотру данного документа на базе Департамента ветеринарии Минсельхоза России, неоднократно предлагал ввести в эти Правила обязательный контроль уполномоченной ветеринарной службой остатков всех ветеринарных препаратов в сыром молоке в соответствии с Решением ЕЭК № 28. Департаментом ветеринарии данное предложение было поддержано, проект – в высокой степени готовности к утверждению. Данный документ должен находиться в ведении уполномоченной службы по контролю за проведением ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока перед направлением его на пищевые цели. 

Источник: журнал "Переработка молока". 2020. № 1.