Маркетинг

Направления развития в вопросе поддержания здорового образа жизни и правильного питания

Unipack.Ru
В России активно растет интерес к правильному питанию и здоровому и активному образу жизни как среди населения, так и на государственном уровне. Портал MilkLife.ru представляет вниманию читателей материал коллег из unipack.ru, в котором рассказывается о прошедшем в Москве,  в пресс-центре ТАСС, брифинге для прессы на тему «Федеральные проекты в сфере формирования культуры здорового образа жизни: кому под силу сформировать ответственное отношение к здоровью у юного поколения?», который был организован Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологии и безопасности пищи, Институтом возрастной физиологии РАО и ООО «Нестле Россия».
30.11.2019

В брифинге приняли участие участники и партнёры федеральной программы «Разговор о правильном питании», разработка и внедрение которой осуществляется при спонсорской поддержке ООО «Нестле Россия».

В здоровом питании – здоровый плюс

Мария Лазутова, председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы, подчеркнула важность участия общественных организаций в решении вопросов формирования здорового образа жизни. Проблема здорового образа жизни не только детей, но и взрослых, является очень важной для нашего общества и государства. Неслучайно готовятся изменения в закон об образовании в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества питания учащихся. Масштабы задач велики. Только для питания московских школьников ежедневно требуется полтора миллиона блюд. При этом система питания учащихся должна быть действительно здоровой.

Адиля Сафронова, ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, рассказала о национальном проекте «Демография», в рамках которого осуществляется федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», или «Укрепление общественного здоровья». Исследования рассчитаны на пять лет. Ответственные за выполнение проекта – Роспотребнадзор и Минздрав России. Задачи проекта включают в себя формирование среды, способствующей ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание (в том числе ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя, мотивирование посредством проведения информационно-коммуникационной компании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению общественного здоровья.

Задача института питания в этом проекте состоит в мониторинге состояния питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. В ходе мониторинга ведётся оценка организации питания, обеспеченности физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии (для этого проводится анализ меню и буфетной продукции для школ), оценка качества и удовлетворённости питанием, оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик, отношения к питанию в школе, частоты потребления отдельных продуктов детьми в школе и дома. Подготовительный этап проекта (выборочное обследование детей в мае этого года) показал, что примерно 60% детей имеют нормальную массу тела, отклонения связаны с недостатком (в меньшей степени) и избыточностью питания (ожирение – примерно 5-10%). Избыточная или недостаточная масса тела ведёт к развитию довольно серьёзных патологий. В дальнейшем с проведением основных исследований полученные цифры будут уточняться. В результате нужно получить представление об организации питания в школе с количественной оценкой получающих завтрак, обед и полдник детей, провести количественную и качественную оценку меню, оценить удовлетворённость детей организацией питания в школе, оценить распространённость ожирения и его связь с ожирением родителей, основные пищевые привычки детей и приверженность здоровому питанию.

Нужны объективные данные

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, отметила, что необходима объективная картина состояния здоровья детей в нашей стране. На различных форумах, посвящённых этой проблеме, звучат совершенно разные цифры. И это беда. Когда общество и государство не понимают ситуацию, решить проблему совершенно невозможно.

Марьяна Безруких считает, что устаревшая система сбора государственной статистики в России, унаследованная от времён СССР, не позволяет в полной мере судить о динамике состояния здоровья, оценить влияние тех или иных факторов на здоровье детей. Когда в одной группе оценивается состояние детей в возрасте от 0 до 14 лет (вторая группа – это 15-18 лет), говорить об объективных актуальных данных не приходится.

По словам Марьяны Безруких, «далеко не каждая школа имеет объективные данные о состоянии здоровья детей. И потом, когда мы говорим о трагических случаях в школах, нужно понимать, что это естественная вещь, потому что объективных данных о состоянии здоровья детей днём с огнём не сыскать. Сложность ситуации показывает, что мы должны сделать всё, чтобы сформировать у ребёнка и семьи ценность здоровья и здорового образа жизни. Потому что никто, кроме самого ребёнка, кроме его родителей, об этом не позаботится». Это правильная позиция. В течение многих лет, ещё в СССР, забота о здоровье ребёнка возлагалась на государство, в частности на школу. Такое понимание обязательств государства и школы снимало в определённой мере ответственность с семьи, с родителей. Именно семья и, прежде всего, сам человек должен понимать, что его здоровье во многом находится в его собственных руках. Формирование ценностей – сложная, а главное, системная работа, которая должна вестись на протяжении многих лет. Это касается и ценностей здоровья и здорового образа жизни.

«Разговор о правильном питании»

Марьяна Безруких подчеркнула, что в России уже порядка 20 лет существует программа формирования ценности здорового образа жизни у детей от старшего дошкольного возраста до шестого-седьмого класса. Эта программа поддерживается и спонсируется компанией «Нестле». Программа «Разговор о правильном питании – национальный проект формирования культуры ЗОЖ» внедряется с 1999 г., охватывает 60 регионов РФ (78% территории России) и более 8,5 млн детей. Эта программа предусматривает работу с детьми от старшего дошкольного возраста до 6-7 класса средней школы. Речь идёт об основном периоде взросления ребёнка, когда формируются ценности и ценностные ориентации. По мнению специалистов, эти ценности должны сформироваться у человека до 14 лет. Если они не сформировались к этому времени, они уже не сформируются никогда. «За последнее десятилетие было много программ по переоборудованию столовых, реорганизации детского питания в школах. И, как правило, победителями этих проектов были те образовательные организации, которые в течение многих лет работают по программе “Разговор о правильном питании”», – отметила Марьяна Безруких.

Эта программа – не просто разговор о правильном питании, но и о здоровом режиме дня, достаточной физической нагрузке в течение дня. Обо всём этом рассказывают ребёнку в рамках программы. Занятия разбиты на три модуля, каждый из которых рассчитан на три года (6-8 лет; 9-11 лет; 12-14 лет). Созданы три интерактивные тетради с интересными заданиями: «Разговор о здоровье и правильном питании»; «Две недели в лагере здоровья»; «Формула правильного питания». Эта программа работает также в специальных школах, в детских домах, где она используется как программа социализации, потому что она даёт детям навыки понимания себя, своего состояния, организации питания.

Каждые пять лет проводится независимая экспертиза результатов программы. К результатам реализации программы относятся: рост информированности (участники больше знают о правильном питании), формирование полезных вкусовых предпочтений (участники чаще называют полезные продукты среди своих любимых), формирование навыков правильного питания (участники на деле соблюдают правила питания, режим, едят полезные продукты). Самым главным результатом осуществления программы Марьяна Безруких считает изменение структуры питания в школе и в семье.

Новые подходы к физической культуре

Здоровый образ жизни, помимо правильного питания, включает в себя правильное физическое развитие. Александр Страдзе, директор Института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, на примере школ города Москвы рассказал о новых подходах к физической культуре. По его словам, «без культуры питания, не может быть физической культуры». И сама физическая культура, к сожалению, не всегда связана со школьным предметом физкультуры. Современный человек работает в условиях многозадачности. Роль физической культуры оценивается самими учителями несколько странно. Александр Страдзе привёл результаты опроса, в котором учителей-предметников спрашивали, отвечает ли школа за то, чтобы ученик умел применять полученные знания в повседневной жизни. Странно то, что среди учителей физкультуры только 24,3% ответили на вопрос утвердительно. Казалось бы, какой ещё более прикладной предмет может быть? Но ещё часто урок физкультуры в школе существует, чтобы немного отвлечься от химии.

Необходимо изменять содержание урока физкультуры. Решения проблем Александр Страдзе видит в трансформации содержания физического воспитания, формировании метапредметности физической культуры, введении новых требований к результатам обучения, модернизации подготовки кадров и др. Популярное решение – это школьный спортивный клуб: урок-секция. Если ребёнок записался и занимается в спортивной секции, можно его совсем освободить от физкультуры. В Москве это решение принято. Сегодня в школе невозможно не использовать электронные интерактивные материалы, цифровые технологии. Двигательную активность школьника можно оцифровать и измерить, причём в игровой форме. Существуют новые подходы и к оцениванию результатов на физкультуре. Александр Страдзе категорически против нормативов в школе. Это можно сделать, но лишь для определённой группы людей, которые хотят добиться каких-то результатов. Необходим индивидуальный подход. Если ребёнок не выполнил норматив по подтягиванию, например, но в прошлом году он вообще ни разу не подтягивался, а этом году – целых два раза, то это ценно. Это прогресс. «Мне не очень нравится словосочетание “формирование здорового образа жизни”. Вроде бы, оно и правильное. Но правильнее говорить о заботе о здоровье. Этот потенциал, который дан ребёнку, должен быть сохранён и преумножен», – отметил Александр Страдзе.

Совместно с родителями

Ольга Галузина, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования г. Москвы, отметила, что Экспертный совет – организация, которая включает в себя родителей, обеспокоенных тенденцией к росту нездорового населения, особенно среди несовершеннолетних (в связи с различными заболеваниями, гиподинамией и пр.). «Для нас важна разработка тех критериев сохранения здоровья, которые мы могли бы ежедневно использовать в своей жизни. Это питание, это движение, всё это ведёт к здоровому образу жизни», – отметила Ольга Галузина.

Основополагающей чертой программы «Разговор о правильном питании» она считает возможность участия родителей. В эту программу сейчас вовлечены более 350 московских школ. Через программу педагоги могут воздействовать и на родителей. На дом задают задания, предусматривающие совместную деятельность, например, поход в магазин, приготовление полезных блюд. Всё это способствует формированию традиций в семье. Ольга Галузина вспомнила свой первый поход в магазин с дочерью, которая сказала: «Мама, вот это покупать уже нельзя. Нам рассказывали в школе». Получается, что ребёнок уже формирует пищевые предпочтения родителей и влияет на семью. В Москве программа осуществляется уже три года. В рамках её осуществления проходит множество конкурсов с вовлечением родителей, которые готовят, присылают фотографии готовых блюд. Победители выигрывают мастер-классы. Московские колледжи в рамках программы сотрудничают со школами. Учащиеся колледжей приходят в школы, рассказывают об этикете, правилах поведения за столом, основах здорового питания. Задачу родителей Ольга Галузина видит в том, чтобы здоровое питание действительно стало традицией в семье.

Светлана Смолина, руководитель Управления потребительского маркетинга и коммуникаций ООО «Нестле Россия», рассказала о том, что компания Nestle несколько лет назад начала осуществление глобальной инициативы «Нестле. Здоровые дети», поставив перед собой цель – к 2030 г. помочь пятидесяти миллионам детей по всему миру вести более здоровый образ жизни. Совместно с институтом питания компания проводила исследования и выяснила, например, основной источник потребления сахаров у детей в России. Светлана Смолина заметила, что большинство родителей думает, что это, прежде всего, сладкие газировки и сладости. Оказывается, нет. Основной источник потребления сахаров – это чай, куда мама от души кладёт огромное количество сахара, и компот. Даже взрослые не знают, как нужно правильно питаться и заблуждаются по целому ряду вопросов.

Как социально ответственный бизнес «Нестле» ставит перед собой задачу – образовывать людей в этой области, основываясь на доказанных данных. Другое направление – разработка здоровых продуктов питания. Путь запретов – неправильный путь. Нельзя запретить сахар и другие неполезные продукты. Светлана Смолина отметила: «Мы можем рассказать, как правильно должны строиться рационы. Можно есть всё, но вопрос в том, как часто и в каких количествах». Третье направление инициатив компании «Нестле» – образовательные программы для родителей и детей. По словам Светланы Смолиной, двадцать лет назад, начиная программу «Разговор о правильном питании», компания нашла правильных партнёров, получила поддержку от министерства образования Российской Федерации, которое поняло, что эта программа носит социальный характер, и поддержало эту инициативу. Учителя принимают участие в данной программе абсолютно бескорыстно, понимая важность этой инициативы. За годы существования программы компания инвестировала в её реализацию более 650 млн рублей. Светлана Смолина подчеркнула также, что в программе нет вообще никакой рекламы. Там не упоминается ни продукция компании «Нестле», ни её торговые марки. «Имея рекомендацию Министерства образования, региональные министерства образования присылают нам свои заявки, сколько школ в том или ином регионе готовы принимать участие в нашей программе и сколько им необходимо учебных материалов. Все материалы производятся компанией “Нестле” и распространяются в школах абсолютно бесплатно. Далее мы проводим подготовку учителей, проводим семинары и рассказываем, как нужно реализовывать эту программу. У учителей есть прекрасный набор методических материалов. Они берут готовую программу и реализуют её в школах», – рассказала Светлана Смолина. Компания «Нестле» готова и в дальнейшем поддерживать и развивать эту программу.

Выступления на брифинге показали, что проблему правильного питания и формирования здорового образа жизни можно решить только совместными усилиями государства, общественных организаций, науки и бизнеса. 


Источник: Unipack.Ru