Качество

Проект «Меркурий» в ГК "Агропромкомплектация"

А.М. Газизов
директор Департамента информационных технологий ГК «Агропромкомплектация»
В статье представлен пилотный проект по внедрению ФГИС «Меркурий», реализованный на Дмитрогорском молочном заводе (входит в ГК «Агропромкомплектация»).
20.07.2019

Для группы компаний «Агропромкомплектация» знакомство с ФГИС «Меркурий» началось в 2017 г. Было ясно, что масштаб работ велик. Поэтому мы решили сначала реализовать пилотный проект по интеграции с «Меркурием»   на одном из наших предприятий – Дмитрогорском молочном заводе. В качестве основной мы поставили задачу лучше узнать, что же собой представляет ФГИС «Меркурий», на практике отработать взаимодействие с системой «Меркурий», скорректировать свои производственные и складские процессы. 

В первую очередь были определены основные виды деятельности, которые необходимо было освоить. В их число вошли: 

• работа с нормативно-справочной информацией в «Меркурии»; 
• оформление производственных партий; 
• отправка транспортных партий в собственные Торговые дома; 
• гашение входящих ЭВСД в Торговых домах; 
• проведение инвентаризации на заводе. При реализации пилотного проекта обрабатывалось в месяц примерно 80 накладных и около 3500 электронных
 ветеринарных сопроводительных документов (ЭВСД).

РАБОТА СО СПРАВОЧНИКАМИ «МЕРКУРИЯ» 
Перед стартом проекта пришлось плотно поработать со справочниками в «Меркурии» (рис. 1). Со справочником «Предприятия» все было просто: мы зарегистрировали свои складские площадки в «Меркурии», поскольку выписка ЭВСД осуществлялась внутри нашей Группы компаний. Сложнее было со справочником «Наименования продукции». 

2019-07-20.png

2019-07-20 (1).png

В этой связи мы поставили себе следующие цели: 
• работать сразу по 4-му уровню справочника наименований (уровень позиции номенклатуры, SKU);
• обеспечить возможность автоматического создания/ изменения наименований продукции в «Меркурии» при создании/изменении в основной MDM-системе Группы компаний «Агропромкомплектация». 
Цель этого – полное исключение ручного труда. Поэтому мы перепроверили наш основной номенклатурный справочник (порядка 200 позиций), добавили и заполнили нужные поля.

РАБОТА НАД ИТ-РЕШЕНИЕМ 
Для того чтобы сэкономить драгоценное время, мы решили не разрабатывать ИТ-решение по взаимодействию с «Меркурием» с нуля. Провели анализ имеющихся на рынке в 2017 г. ИТрешений. Свой выбор мы оставили на продукте «1С Шлюз Меркурия» компании «Визард-Софт». Его и взяли за основу собственной разработки. Все дальнейшие работы выполнялись силами ИТ-специалистов Группы компаний. Интеграция с «Меркурием» проходила по API версии 1.4. Схема работы шлюза «Меркурия», представленная на рис. 2, демонстрирует, как происходит взаимодействие между ИТ-системами при отправке ЭВСД. Первоначально данные для ЭВСД поступают из WMS в систему оперативного учета. В системе оперативного учета оператор склада выписки нажимает одну кнопку – данные уходят в шлюз «Меркурия». Шлюз «Меркурия» в полностью автоматическом режиме отправляет данные во ФГИС «Меркурий».

НОВЫЙ ВЫЗОВ. «ОТ ЗАВОДА ДО ПРИЛАВКА» 
Сразу после завершения пилотного проекта была поставлена новая цель: создать цепочку выписки ЭВСД  «от завода до прилавка». Данный проект включал
 3 завода (1 молочный и 2 мясоперерабатывающих  завода), 6 оптовых складов Торгового дома, более 100 собственных магазинов, тысячи клиентских точек (рис. 3).

Оформление ЭВСД состояло из следующих «звеньев»: 
1. Создание производственной партии; 
2. Прикрепление лабораторных исследований; 
3. Отправка ЭВСД на оптовые склады Торгового дома; 
4. Гашение ЭВСД; 
5. Отправка ЭВСД клиентам; 
6. Доверительное гашение ЭВСД. По сравнению с пилотным проектом цепочка операций с ветеринарными документами усложнилась. Удлинилась сама цепочка. Появились новые операции (прикрепление лабораторных исследований через шлюз, доверительное гашение). Возникла сложная задача управления остатками в разрезе дат производства на оптовых складах.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ  НА ОПТОВЫХ СКЛАДАХ 
При организации работы на оптовых складах мы столкнулись со следующей задачей: для каждой отгружаемой клиенту палки колбасы или пачки молока нам надо указывать номер производственной партии и дату выработки продукции. Масштаб проблемы – несколько тысяч заказов, отгружаемых за одну смену работы складов; десятки тысяч строк заказов; десятки тысяч ЭВСД. Ни силами операторов выписки, ни в существующих стационарных местах подбора товара мы не смогли бы выполнить данную задачу. Выработали решение: переоснастить оптовые склады мобильными терминалами сбора данных, при помощи которых осуществляется первичный сбор данных. В качестве терминала сбора данных был выбран Motorola MC3200, работающий под управлением операционной системы Android.

ДОРАБОТКА WMS-СИСТЕМ.  МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ТСД

2019-07-20 (2).png
Переоснащение складов новой техникой – лишь половина работы. Без «мозгов» даже от новейшего оборудования будет не так уж много пользы. Нам пришлось существенно доработать WMS-системы оптовых складов. При этом большая часть ИТ-доработок – это отражение доработок складских процессов. Пришлось также внедрить еще одну инновацию: мобильное приложение собственной разработки для терминалов сбора данных (ТСД). Приложение написано на мобильной платформе 1С, установленной на Android. Такой подход к разработке дал нам необычайную скорость и гибкость внедрения нового функционала для ТСД. Посредством собственного мобильного приложения для ТСД осуществляется online-обмен данными с ТСД.

2019-07-20 (3).png

ШЛЮЗ МЕРКУРИЯ. ПЕРЕВОД НА API 2.0 
Еще один важный блок доработки касался перевода обмена с ФГИС «Меркурий» с API версии 1.4 на API версию 2.0. API 2.0 дал существенно большие возможности по обмену с «Меркурием»: 
1. Увеличилась скорость выполнения операций; 
2. Открылись новые возможности. По сравнению с API 1.4 были добавлены новые операции. Например, прикрепление лабораторных исследований. Наличие лабораторных исследований в ЭВСД было одним из требований федеральных сетей. Поэтому мы не затягивали с переходом на API 2.0.

ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЕТЕЙ К ЭВСД 
Отдельным вопросом для нас стали требования федеральных сетей, согласно которым было необходимо обеспечить: 
1. Прикрепление лабораторных исследований; 
2. Наличие сетевых артикулов и штрихкодов для номенклатуры в ЭВСД; 
3. Наличие информации о групповой упаковке и количестве вложений; 
4. Маркировку групповой упаковки. 
5. Один ЭВСД на позицию номенклатуры и дату выработки. 
Большую часть требований нам удалось выполнить еще до 1 июля 2018 г., но некоторые позиции дорабатывались уже после старта. Еще один важный момент: от чьего логина выписывается ЭВСД. Проще всего выписывать ЭВСД от логина госветврача, но это – очень дорого. Поэтому было решено перевести выписку всей разрешенной продукции на аттестованных и уполномоченных специалистов. Были разработаны специальные механизмы шлюза «Меркурий», которые определяли полномочия, необходимые для корректной выписки ЭВСД, и конкретный логин, под которым отправляем ЭВСД (рис. 4).

2019-07-20 (4).png
«ОБУЧЕНИЕ» ШЛЮЗА 
Мы постоянно совершенствуем алгоритмы работы нашего шлюза «Меркурия». Появляются новые кейсы – мы реализуем их в шлюзе. Так, если при отправке ЭВСД происходит технический сбой на нашей стороне или в «Меркурии» – шлюз будет предпринимать повторные попытки отправки ЭВСД.

Если данные шлюза и «Меркурия» различаются, шлюз актуализирует данные у себя. Если «Меркурий» сообщает об ошибке – шлюз анализирует ошибку и по возможности исправляет ее. Ситуации, когда отсутствует возможность отправки ЭВСД, у нас могут возникать только в крайних случаях, которые анализируются и по каждому предлагаются пути решения проблемы. 

Когда 1 июля 2018 г. был дан старт обязательной работе во ФГИС «Меркурий», в нашей практике это вылилось в постоянное «зависание» системы и регулярное общение с технической поддержкой «Меркурия». Технические специалисты «Меркурия» непрерывно дорабатывали систему, исправляли ошибки и работали над стабильностью. Мы также вынуждены были постоянно дорабатывать механизмы нашего шлюза «Меркурия». По нашему наблюдению, ситуация стабилизировалась только через 1,5–2 месяца после старта. Кроме того, усилилась обратная связь с нашими клиентами по вопросам оформления ЭВСД. Если до 1 июля 2018 г. на какие-то наши просчеты клиенты закрывали глаза, то сразу после старта работы системы стало поступать больше претензий. Мы оперативно исправляли все недочеты.

ВСЕОБЩАЯ ГУИДИЗАЦИЯ
ГУИД (GUID) – уникальный идентификатор любой сущности в «Меркурии» (aa226ff5-5079-4e13-9648d2fc2be4a062). Именно по ГУИДам опознаются элементы нормативно-справочной информации в «Меркурии». После «боевого» запуска «Меркурия» проявилась проблема корректности информации о ГУИДах клиентов. До 1 июля 2018 г. никто (ни мы, ни наши клиенты) не обращали внимания на то, кому выписываются ЭВСД. Обозначилась проблема низкого качества информации
 о ГУИДах контрагентов в наших учетных системах. 

В ходе работы определились основные «болевые точки»: 
• отсутствие ГУИДов клиентов; 
• ошибки в ГУИДах (неправильное количество символов, русские буквы); 
• путаница (перепутаны ГУИДы хозяйствующих субъектов и предприятий); 
• недействительные ГУИДы клиентов. 
Для исправления ситуации мы предприняли целый комплекс мер. Провели большую разъяснительную работу среди собственных сотрудников и среди клиентов. Настроили жесткие шаблоны ввода и проверки ГУИДов. Запретили принимать заказы от клиентов без ГУИДов. Создали проверочные механизмы, которые через обращение к «Меркурию» проверяют корректность ГУИДов. Как результат – сейчас почти вся клиентская база выверена, ошибки в ГУИДах носят редкий характер, быстро выявляются и исправляются.

2019-07-20 (5).png

ШЛЮЗ «МЕРКУРИЯ». ПЕРЕВОД НА API 2.1 
Уже в ходе «боевой» работы «Меркурия» мы аккуратно перевели наш шлюз на API версию 2.1. Это нам сильно помогло в плане скорости работы. Так, в API 2.0 лабораторные исследования для производственной партии можно было прикреплять строго по одному. Прикрепление обычных для нас 300 исследований (в среднем по 2 на каждую производственную партию) увеличивало время оформления ЭВСД на заводах до 20–30 мин. В API 2.1 появилась возможность массового прикрепления лабораторных исследований. Использовав эту возможность, мы увеличили скорость выписки ЭВСД на заводах в 5–6 раз (рис. 5)! Очень ждем появления следующих версий API. Мы готовы быть первопроходцами при их тестировании. И немного статистики. Сегодня выписываются 428 тыс. ЭВСД ежемесячно по Группе компаний «Агропромкомплектация». После полного подключения молочной продукции мы достигнем объемов 900 тыс. ЭВСД ежемесячно. При этом 85 % всех ЭВСД оформляют штатные сотрудники и 15 % –  государственные ветеринарные врачи (рис. 6).

2019-07-20 (6).png

ДАЛЬНЕЙШИЕ ЦЕЛИ 
В первую очередь мы возобновляем работу по молочной продукции, прерванную 30 июня 2018 г. Сегодня начата автоматизация выписки ЭВСД «в полях»: на свинокомлексах и комбикормовых заводах Группы компаний «Агропромкомплектация». Параллельно с этим мы совершенствуем наши складские и логистические процессы с целью улучшения прослеживаемости товародвижения и ускорения работы. Не забываем о доработке шлюза. Мы постоянно совершенствуем его механизмы и готовимся к переходу на API 2.2, а затем на API 3.0.

Источник: журнал "Переработка молока". 2019. № 8.