Главное меню
В статье проведен анализ рынка молочной продукции с акцентом на питьевое молоко, а также рассмотрены ключевые проблемы его развития в текущих условиях. Определены ключевые экспортеры и импортеры данной продукции, а также выделены перспективные направления для роста отрасли. Установлено, что в 2023 году рынок питьевого молока продемонстрировал положительную динамику. Это стало возможным благодаря снижению объемов импорта из дальнего зарубежья, что, в свою очередь, способствовало увеличению внутреннего производства молочных изделий. Необходимо отметить, что благодаря активному сотрудничеству с государственными органами была разработана эффективная система мер поддержки, которая, даже в условиях экономической нестабильности, помогла предотвратить кризис в индустрии.
В условиях нестабильности экономики на рынке питьевого молока наблюдаются негативные тенденции к резкому снижению объемов продаж и изменению структуры спроса, что требует от компаний, осуществляющих производство и продажу питьевого молока, своевременного совершенствования ассортимента в соответствии с изменяющимся спросом [1-3]. Следует отметить, что рынок молочной продукции в нашей стране столкнулся с целым рядом вызовов, среди которых более значимым стало усиление санкционного давления со стороны запада и связанные с ним нарушения логистических цепочек, и дефицит импортного оборудования для производства молочной продукции. Несмотря на трудности, коллапса в индустрии удалось избежать, в том числе за счет того, что были найдены аналоги и поставщики в дружественных странах, прежде всего в Китае и Турции. Основным внешним поставщиком молочной продукции в Россию остается Белоруссия [2-4]. Структуру импорта питьевого молока представлена на рисунке 1.
Молочная продукция из России поставляется в 60 стран, а экспортом занимаются треть российских производителей [2-4]. Крупнейшими покупателями российской молочной продукции являются Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Армения и Китай (рис. 2).
Сложившаяся ситуация с экспортом, по аналогии с импортом питьевого молока, характеризуется снижением объема поставок продукции. В 2021 объем экспортируемого питьевого молока составил 13824,7 (млн. долл.), в 2023 – 11845,4 (млн. долл.), что примерно на 14,3% ниже показателя 2021 года (таблица 1).
Несмотря на позитивные тенденции, стоит подчеркнуть, что ограниченный доступ к зарубежным технологиям попрежнему представляет собой риски для отрасли. В то же время в ближайшие годы ожидается дополнительный рост производства молока благодаря реализации запланированных к субсидированию инвестиционных проектов и введению в эксплуатацию ранее начатых мощностей. В заключение, можно отметить, что в 2023 году этот сектор продолжал показывать положительные результаты. Снижение объемов импортных поставок из дальнего зарубежья способствовало увеличению собственного производства молочных продуктов.
Источник: Economy and Business: Theory and Practice, vol. 9-2 (115), 2024