Экономика

Современные тенденции развития мирового рынка молока и молочной продукции

Турлий С. И.

Статья посвящена анализу мирового рынка молока и молочной продукции, выявлению ключевых трендов и особенностей развития данной отрасли в различных странах. Молоко и молочная продукция являются наиболее потребляемыми продуктами, как в России, так и во всем мире, что обусловливает необходимость проведения данного исследования. Развитие молочной отрасли происходит под влиянием глобальных трендов (экономических, технологических, политических, ценностных и т.д.), которые, в свою очередь, формируют облик будущего отрасли. 


01.07.2024

Услуги для молочных и пищевых предприятий в каталоге MilkLife.ru


В ходе исследования выявлено, что драйвером производства молока и молочной продукции в мире стал рост спроса на них в развивающихся странах вследствие увеличения численности населения и повышения уровня социально-экономического развития. При этом в странах Европы производство молока сдерживается небольшими темпами роста его потребления и переориентации спроса к низкокалорийной продукции, а также к ее растительным аналогам. Стоит отметить, что в США, ЕС увеличение объемов производства происходит за счет роста продуктивности коров (интенсивное производство), а в Индии и Китае – преимущественно за счет увеличения поголовья (экстенсивное производство). Страны ЕАЭС обладают значительным экспортным потенциалом по молоку и молочной продукции, так как их внутренние рынки близки к насыщению. Отличительной особенностью является то, что преобладающая доля экспорта этих стран отправляется на постсоветское пространство. Например, основным потребителем белорусского молока и молочной продукции является Россия. Торговые войны США и Китая открывают для России и Казахстана (в случае насыщения собственного рынка) новые возможности в экспорте молочной продукции в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. России для этого необходимо на основе лучших практик зарубежного опыта повысить продуктивность скота и рентабельность производства.

Молоко и молочная продукция – это одни из наиболее потребляемых видов продукции АПК, как в России, так и в мире. Ценность этой продукции заключается в высоком содержании белка, потребность в котором увеличивается ежегодно. В различных странах удельный вес молока и молочной продукции в потребительской корзине составляет от 20 до 30%. Развитие молочной отрасли во всем мире происходит под влиянием глобальных политических, экономических, технологических и других трендов, которые определяют ее перспективы на средне- и долгосрочный период. Их своевременное выявление дает возможность вовремя диверсифицировать производство молочной продукции в сторону наиболее перспективной. В связи с этим цель данного исследования – определение ключевых современных трендов мирового рынка молока и молочной продукции. 


Для достижения данной цели решены следующие задачи: 1) проведен анализ мирового производства и потребления молока и молочной продукции; 2) выявлены особенности молочного рынка в разных странах; 3) определены ключевые тренды развития мирового рынка молока и молочной продукции. 

Объектом исследования выступают социально-экономические отношения на рынке молока и молочной продукции. Предмет исследования – это ключевые тенденции развития рынка молока и молочной продукции. Методология исследования включает в себя такие методы, как монографический, расчетно-конструктивный, анализ и синтез, сравнительный анализ, трендовый анализ. 


Результаты исследования и их обсуждение. 

Рынки молока и молочной продукции в различных странах весьма разнообразны и отличаются способом производства (интенсивный или экстенсивный), технологиями и потребительскими предпочтениями. В России имеется проблема низкой продуктивности коров в большинстве хозяйств (за исключением агрохолдингов), а также дисбаланса закупочных и рыночных цен. При этом внутренний спрос на молоко и молочную продукцию не удовлетворен, часть продукции импортируется. Анализ опыта развития молочного производства в ведущих странах мира позволит выявить особенности, которые оказывают наибольшее влияние на увеличение производительности отрасли и ее рентабельности. Для начала необходимо провести анализ производства и потребления молока и молочной продукции в мире. Производство молока в мире ежегодно растет и увеличилось в 2019 г. по отношению к 2015 г. на 10,3%, с 809 до 893 млн т (рис. 1) [1]. Факторами роста мирового производства молока выступают: существенное увеличение поголовья коров в Индии, повышение молочной продуктивности в странах ЕС, США, Бразилии, урбанизация [2]. 

Основная тенденция развития мирового рынка молока заключается в превышении темпов роста производства молока в развивающихся странах над развитыми, что обусловливается быстрым темпом роста экономики в странах ЮгоВосточной Азии, Индии, Китае и урбанизацией в этом регионе. К примеру, основным драйвером развития молочного производства в развивающихся странах в 2019 г. стало увеличение его потребления на 16,3% по отношению к 2018 г. В ЕС же потребление увеличилось лишь на 0,3% [3, 4]. Лидером по производству молока в мире является Евросоюз (рис. 2). В 2019 г. там было произведено 155 млн т молока, или 17% мирового производства. На втором месте находятся США – 99,2 млн т (19%), на третьем – Индия с 91,3 млн т молока (17%). Далее идут Китай – 31 млн т (6%) и Россия – 30,6 млн т (6%) [1].

К примеру, в Индии рост производства молока в 2019 г. к 2018 г. составил 5,3%. Это наибольший показатель среди мировых производителей молока. При этом в Индии самая низкая себестоимость производства молока в мире. По прогнозу исследовательского центра IFCN, к 2030 г. объем производимого молока в мире увеличится в 3 раза, а производство молока на одну ферму – на 54%. Рост потребления молока на душу населения составит 16%, преимущественно за счет развивающихся стран [3]. В Европе ключевым производителем молока является Германия, где активное развитие отрасли произошло в результате инвестирования в инновационные технологии доения, кормления, содержания скота. 94% молока, производимого в странах ЕС, отправляется на переработку [5]. Американский рынок молока перенасыщен, в связи с чем США являются крупнейшим в мире экспортером данной продукции, уступая лишь ЕС. В США одна из самых высоких в мире продуктивность коров. Средний надой составляет 10-11 т молока. Такие показатели достигнуты в результате внедрения инновационных технологий по управлению стадом и особого внимания в части кормления. В США, Канаде и странах ЕС проблема перепроизводства молока решается посредством ограничивающих мер в виде квот, лимита закупочных цен, лицензирования и т.д. [6]. В Китае и Бразилии интенсификация молочной отрасли происходит за счет государственной поддержки в форме ценового регулирования и компенсации капитальных затрат. В Китае существенными темпами растет спрос на автоматизированное оборудование кормления и доения. Однако внутренний рынок страны не насыщен собственной продукцией, в связи с чем Китай – один из крупнейших мировых потребителей сырого молока [6, 7]. В отличие от России и стран ЕАЭС, в большинстве стран мира основные производители молока – это небольшие фермы. Например, в Канаде на среднестатистической ферме содержится около 70 коров, в Норвегии – 20-25, в Китае – 20, в Индии – 1-3. 



Отдельно стоит рассмотреть рынки молока и молочной продукции стран постсоветского пространства, которые обладают значительным потенциалом расширения своего присутствия на мировой арене. Внутренний рынок этих стран уже близок к насыщению. Его рост ограничивается невысоким уровнем социально-экономического развития в странах ЕАЭС. Наибольшие рынки – это рынки России, Казахстана, Украины, Узбекистана. Самым быстрорастущим рынком по потреблению молока является рынок Узбекистана. Ведущие экспортеры молока в 2019 г. среди стран постсоветского пространства – это Россия (293,5 млн долл.), Белоруссия (2030,3 млн долл.), Казахстан (43,8 млн долл.) и Украина (292,6 млн долл. в 2018 г.) (рис. 3) [8]. Отличительная особенность России, Белоруссии и Казахстана заключается в том, что преобладающая доля экспорта отправляется в страны постсоветского пространства (около 90-95%). Например, основным потребителем белорусского молока и молочной продукции является Россия. В Украине 57% экспорта в 2019 г. отправлено в страны Европы. Основные характеристики молочного рынка стран ЕАЭС состоят, во-первых, в низком уровне диверсификации рынков сбыта молока и молочной продукции, во-вторых, в сокращении потребительского спроса, обусловленном ухудшением социально-экономического положения некоторых стран евразийского союза, в-третьих, в значительном потенциале в увеличении производства молока и экспорте в третьи страны. Для реализации последнего страны постепенно переходят от экстенсивного производства к интенсивному, основанному на внедрении инновационных технологий [9]. Далее необходимо изучить мировой рынок молочной продукции. На рис. 4 представлена динамика потребления основных видов молочной продукции в мире. 




Рис. 4 иллюстрирует, что потребление сухого обезжиренного молока увеличивается на протяжении последних четырех лет (+13,9%), а цельного молока – снижается (–5%) [1]. Это, в первую очередь, объясняется повышением потребительских предпочтений в сторону здорового и низкокалорийного питания. Спрос на сыры и сливочное масло увеличивается в результате роста их потребления в развивающихся странах и улучшения социально-экономического положения отдельных групп населения. В России потребление молочной продукции соответствует мировым тенденциям: происходит рост потребления сыров, йогуртов и молочных десертов, а то время как традиционной продукции – снижается. Спрос смещается в направлении более сложной молочной продукции и более качественной [10]. 

Таким образом, мировой рынок молока формируется под влиянием трендов, которые зарождались в 2018-2019 гг. и продолжат свое развитие в среднесрочной перспективе. Его развитие в последние годы подвергается существенным трансформациям, основанным на изменении потребительских предпочтений [11] и демографической ситуации в мире (продажи молока увеличились в развивающихся странах и сокращаются – в развитых). Сокращение потребления преимущественно обусловливается популяризацией здорового образа жизни в странах Западной Европы и США. К ключевым трендам можно отнести: 1. Рост спроса на функциональные продукты питания. Среди молочной продукции наиболее популярны продукты с пробиотиками, в частности кефир. По прогнозу консалтинговой компании EY, мировой рынок пробиотиков достигнет 73 млрд долл. Помимо этого, растет спрос на продукцию с низким содержанием лактозы. 2. Снижение потребления сахара (низкокалорийные мороженое, молочные десерты), что обусловлено трендом на здоровый образ жизни. 3. Рост спроса на продукцию с высоким содержанием белка, так как потребители в разных странах мира становятся более требовательными к молочным продуктам.

Замедление темпов роста мирового производства молока, которое связано со снижением темпов роста ВВП основных производителей молока (Китай, страны ЕС). В 2020   г., по прогнозу Rabobank, ожидается рецессия мирового молочного рынка. Рост спроса на растительные аналоги молочной продукции, что негативно влияет на рынок молока и молочных продуктов. Согласно исследованиям агентства MordorIntelligence, ежегодно потребление молочной продукции на основе растительного сырья увеличивается на 14,5%. Такие темпы сохранятся до 2023 г. 

Анализ мирового рынка молока и молочной продукции показал, что, несмотря на то, что Россия находится в десятке стран-лидеров по производству молока, внутренний спрос на него не удовлетворен. Существенные объемы сырого молока импортируются из Белоруссии и других стран. Зарубежный опыт развития молочной отрасли показывает необходимость интенсификации отрасли, использования технологий для управления стадом, повышения уровня реализации генетического потенциала скота.


Выводы. 

1. Производство молока и молочной продукции в мире ежегодно увеличивается – за 5 исследуемых лет рост составил 110,3%. Основные факторы – это рост продуктивности коров в странах ЕС, Бразилии, США; поголовья в Индии и Китае; увеличение спроса на молоко и молочную продукцию в развивающихся странах в связи с ростом численности населения. 


2. Россия в 2019 г. находилась в пятерке мировых лидеров по производству молока. На первом месте находится Евросоюз (17% мирового производства), далее идут США, Индия и Китай. Рынок молока США, Канады и ЕС перенасыщен, в связи с высокой продуктивностью коров, что делает эти страны основными экспортерами продукции. Государственное регулирование здесь направлено на сокращение производства посредством ценообразования и установления лимитов. В Европе ключевым производителем молока является Германия. 


3. Бразилия, Индия и Китай ведут преимущественно экстенсивное производство, при этом постепенно переходя на его интенсификацию. Для этого государством выделяются субсидии на приобретение новых технологий и строительство современных молочных ферм. 


4. Рынки молока и молочной продукции в странах на постсоветском пространстве отличаются наличием существенного экспортного потенциала. Внутренний рынок этих стран уже близок к насыщению и ограничен невысоким уровнем социально-экономического развития. Необходима диверсификация экспорта России, Белоруссии и Казахстана в сторону стран Юго-Восточной Азии, Китая, Восточной Европы. 


5. Основным трендом современности на молочном рынке является смещение спроса в сторону низкокалорийной и обезжиренной продукции, который увеличился на 13,9% в период с 2016 по 2019 гг. Также происходит рост спроса на более сложные продукты – сыры, йогурты, молочные десерты. Фактором, препятствующим развитию рынка молока и молочной продукции, в последние годы стал рост спроса на растительные аналоги. Стоит отметить, что основным драйвером развития мирового молочного рынка в перспективе станут не страны ЕС или США, а развивающиеся страны, где урбанизация и рост численности населения привели к необходимости существенного увеличения производства молока и молочной продукции



Источник: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2020. – №. 2 (260). – С. 62-70.