Главное меню
С 2026 года 1С прекращает поддержку решений на базе УПП, что означает необходимость перехода на современную и обновляемую платформу 1С:ERP.
Digital4food и Константа провели обширный опрос по отрасли, чтобы выяснить уровень готовности предприятий к этому важному шагу. Результаты опроса позволят вам оценить ситуацию в индустрии, принять правильные решения для вашего бизнеса и подготовиться к переходу на новую платформу с максимальной эффективностью.
Порядка половины предприятий пищевой отрасли еще даже не начали процесс смены платформы. Можно было бы подумать, что все они работают на обновляемых программных продуктах и вовсе не задумываются о переменах, но…
Как показал опрос:
57% этих предприятий работают 1С:УПП
50% собираются менять текущую платформу в ближайшем будущем
Подавляющее большинство тех, кто планирует переходить, выбрали именно 1С:ERP
Из результатов опроса мы видим, что 25% предприятий уже завершили проект. Но, как показывает мой опыт анализа положения дел в части ИТ в пищевой промышленности, среди них есть и компании, кто дефакто на 1С:ERP перешел и работают, но работают не в целевом виде:
либо система недовнедренная и в ней большой объем ручных операций,
либо система сильно закастомизирована (за счет включения в область автоматизации оперативных процессов) и не обновляется,
либо обновление крайне затруднено.
С учетом этих корректировок можно говорить, что в реальности на 1С:ERP перешла только каждая пятая компания.
Топ 4:
производство - 76,2% / 75%
финансовый учет - 71,4% / 70%
торговля - 47,6% / 45%
планирование - 38,1% / 60%
Процент тех, кто автоматизирует финансовый учет, выглядит адекватным. Это именно та задача, ради которой, как правило, внедряют 1С:ERP. Но при этом есть часть компаний, которые регламентированный учет выносят отдельно в 1С:Бухгалтерию. Вероятно, за счет них процент не достиг 100.
При этом удивляет процент тех, кто автоматизирует производство. Я думаю, в этой интерпретации люди имеют ввиду автоматизацию учета производства для целей обеспечения финансового учета.
Интересно соотношение востребованности задач по планированию между теми, кто внедряет и теми, кто уже внедрил. Оно отражает общую динамику повышения спроса на инструменты планирования.
Подавляющее большинство тех, кто сейчас находится в проекте, решили воспользоваться внешней помощью. Те, кто уже внедрил, поделились 70 на 30%, но большинство тоже предпочли положиться на внешние ресурсы. Те, кто еще только готовится вступить на путь перехода, традициям коллег по цеху не изменять не планируют.
Тут все очень ожидаемо. Для внедрения большой новой системы нужны, с одной стороны, новые компетенции, с другой – объем привлекаемого времени специалистов. В ситуации нехватки специалистов в рынке решить вопрос с принятием в компанию и компетенций, и необходимого количества новых специалистов – практически нереально. Да и не нужно его решать, потому что после завершения проектов большинство специалистов придется распустить. Поэтому выбор компаний в сторону интеграторов максимально разумный.
Самыми распространенными сложностями работы с подрядчиками те, кто уже завершил проект, выделили:
постоянные изменения в команде исполнителя,
сложности в коммуникациях с партнером по автоматизации,
слишком медленный темп исполнения подрядчиком своих обязательств,
трудности с согласованием изменений.
Судя по ответам, компании сталкиваются с нехваткой количества специалистов необходимого уровня компетенций, когда обращаются к интеграторам (выше уже писал про острый дефицит специалистов в рынке, и интеграторы – не исключение).
При этом компании очень мало и неохотно говорили о проблемах на стороне заказчика, вероятно, потому что формат коммуникаций не предполагал откровенности. Поэтому многие важные сложности, которые можно решить на стороне заказчика, оказались невыделенными.
Судя по результатам опроса можно сделать вывод, что в ближайшие несколько лет интенсивность внедрений 1С:ERP будет возрастать. С одной стороны уровень компетенций у специалистов в рынке растет (за счет полученного опыта), с другой – возрастающий поток запросов будет требовать вовлечения новых еще неопытных кадров. Как следствие, это будет влиять на качество внедрений.
Не в рамках опроса хотелось бы поделиться наблюдением, что наиболее успешны те проекты, содержание которых:
либо локализовано до действительно важного,
либо, (если действительно важного много), разбито на портфель проектов.
Как правило, включение в одну систему и в один проект всего, что компания выстраивала в течении 10 лет, приводит к провалу.