интервью и комментарии

«На текущий момент самые существенные риски и проблемы упаковки для молочной продукции решены»

Сергей Роскошный
Директор отраслевых продаж сегмента «Упаковка» компании СИБУР
Отрасль упаковочных материалов так же, как и все остальные отрасли АПК России, претерпела множество изменений, связанных с изменением общемировой ситуации. Сергей Роскошный, директор отраслевых продаж сегмента «Упаковка» компании СИБУР, рассказал о современном состоянии рынка упаковочных материалах, особо острых проблемах в секторе упаковки для молочных продуктов и многом другом.
15.10.2022

Какие проблемы с импортом материалов для упаковки молочных продуктов являются ключевыми и наиболее острыми сегодня?

На текущий момент можно говорить о том, что самые существенные риски и проблемы, возникшие в первом квартале текущего года (такие как клей, краски, бумага/картон), во многом решены за счет наращивания локального производства и переформатирования на импорт из альтернативных регионов/стран. Остается ряд проблемных позиций, связанных с логистикой, но они также постепенно решаются.

С точки зрения отечественных ресурсов, чего сегодня не хватает упаковочному рынку для покрытия всех потребностей производителей молочной продукции?

Данный вопрос правильнее задать производителям молочной продукции. С точки зрения СИБУР как производителя полимерной продукции – есть ряд нишевых полимерных продуктов, которые ранее закупались в европейских странах и прямых аналогов которых произвести в России нет технической возможности.

Как компания «СИБУР», как производитель упаковки, реагирует на эти вызовы?

Мы стараемся подобрать альтернативы из текущих продуктов, имеющихся в портфеле компании. Если же продукт специфичный и прямой аналог отсутствует – совместно с клиентом прорабатываются альтернативные рецептурные решения с минимальным влиянием на потребительские свойства конечного продукта. Если подбор локальной альтернативы невозможен – СИБУР оказывает содействие в поиске альтернативы на доступных рынках.

Какие решения уже внедрены и какие планируются в ближайшее время?

Трудно выделить какие-либо конкретные решения. С начала текущего года в наш адрес поступило более 1400 запросов от клиентов на поиск альтернативы импортной продукции. В абсолютном большинстве случаев нам удалось помочь подобрать альтернативу. Непосредственно на наших производственных площадках был поставлен целый ряд новых марок полимеров, пленок. Совместно с клиентами также был внедрен ряд новых упаковочных решений в различных сегментах.

С нашей стороны данная работа не останавливается. В последствии каждый поступивший новый запрос от клиентов также будет прорабатываться с нашей стороны.

Разрабатываются ли какие-либо глобальные программы для замещения импорта сырья и упаковки?

В компании был инициирован целый ряд программ и проектов, которые преследуют в конечном счете единую цель - обеспечение внутреннего спроса производителей на рынке РФ. Это было и является ключевой задачей всех подразделений компании СИБУР. К таким программам можно отнести инициативы по замещению импортных продуктов, разработку и внедрение новых марок полимерной продукции. Также можно отметить внедрение и реализацию в компании программ инвестиционного и экспортного форсажа для клиентов.

Что бы вы посоветовали производителю молочной продукции предпринять в решении упаковочного вопроса?

В части упаковки наш основной совет — это максимально возможная локализация и диверсификация упаковочных материалов. Со своей стороны мы стараемся оказать клиентам всяческую поддержку в этом.

Говоря о диверсификации, какие, на ваш взгляд, существуют риски и возможности при переходе на альтернативные варианты упаковки на молочном производстве?

В переходе на альтернативную упаковку мы видим в первую очередь преимущества. Ключевые из них – это устранение риска возникновения дефицита или срыва поставок упаковки для собственного производства. Также такой переход, в зависимости от вида упаковки, может нести в себе определенные функциональные преимущества.

В части рисков - основным стоит отметить необходимость дополнительного оснащения новым оборудованием при переходе между разными видами упаковки и, соответственно, возникающих при этом затрат.

Из-за дефицита красок и других материалов многие производители вынуждены менять дизайн упаковки. Меняется все: от типа картона и цвета краски до количества цветных элементов на упаковке. Как это сказывается на потребителе и покупательском спросе?

По нашей оценке, изменение дизайна не сильно повлияло на спрос, потребители в целом с пониманием отнеслись к таким изменениям. В значительно большей степени влияние на спрос оказал уровень цен на продукцию и уровень реально располагаемых доходов.

Какой прогноз развития рынка упаковки Вы готовы дать на 2023 год?

На сегодня сложно говорить о прогнозах на длительный период времени, во многом это будет зависеть от внешней ситуации и реально располагаемых доходах населения. В 2022 динамика продаж продукции в сегменте Упаковка в натуральном выражении составит минус - 5-7% от значений 2021 года. В качестве оптимистичного сценария видится сохранение данного уровня потребления, однако, вероятность дальнейшего снижения также весьма высока, т.к. актуальной стратегией потребителей на сегодня является уменьшение покупательской корзины. Население экономит на необязательных продуктах, например, на непродовольственных товарах и товарах для красоты и здоровья.

Источник: Конгрессивно-Выставочная Компания "ИМПЕРИЯ"