интервью и комментарии

«Мы готовы в рамках саморегулирования решать многие вопросы»

Сергей Глушков
вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo Восточная Европа
19 февраля 2019 года в МВЦ «Крокус Экспо» проходила международная выставка «Молочная и мясная индустрия». На деловой программе выставки выступил Сергей Глушков, вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo Восточная Европа.
01.04.2019

Он отметил, что влияние государства на молочную отрасль заключается во влиянии его на сырьевую базу для молочной промышленности, влияние на переработчиков, то есть на процессы, связанные с себестоимостью и качеством переработки; влияние на потребление и спрос на молочную продукцию. «Везде роль государства является критической», - сказал С. Глушков. Эксперт поведал о проблемах, которые существуют сегодня в российской молочной отрасли. Эти проблемы влияют и на количество – мы до сих пор не самодостаточны по производству сырого молока, и на качество. Они отражаются на возможности переработчика запускать не только новые и инновационные продукты, но и значительно улучшать качество продукции. Государство уже давно поддерживает молочную отрасль. При содействии отраслевого союза – Союзмолоко, государственная поддержка отрасли выделена в отдельную бюджетную строку. В 2018 году эта поддержка составила чуть менее 29 млрд рублей. При этом компания PepsiCo уже много лет проводит свою программу поддержки сельхозпроизводителей и инвестиции в нее значительны.

С. Глушков рассказал о проблемах в животноводстве и экологии производства. В России на данный момент не идентифицированы сельскохозяйственные животные. При этом поставлена задача обеспечения прослеживаемости продуктов питания. Нуждаются также в доработке вопросы применения антибиотиков, лекарственных средств для животных. Докладчик отмечает, согласно законодательству, в области обращения с отходами и опасности предприятия молочный завод приравнен в атомной электростанции и нефтеперерабатывающему заводу. «Мы приравнены к предприятиям первого класса опасности», - констатирует С. Глушков. Такая же проблема и с применением наилучших доступных технологий в области защиты экологии, которыми необходимо оборудовать предприятия. Все это существенно снижает инвестиционную привлекательность индустрии. Спикер в части обращения с отходами и водосбросами привел известный факт: сточные воды молочного завода мало чем отличаются от коммунальных сточных вод жилого сектора. «Почему при этом каждое молочное предприятие должно строить свои собственные очистные сооружения полного цикла стоимостью несколько миллионов долларов на каждый завод?» - задается вопросом С. Глушков.

Эксперт рассказал о своем видении на систему прослеживаемости. По его мнению, введение любой системы в интересах государства, потребителя, либо всей индустрии стоит денег. Данный факт отражается в цене готовой продукции. По расчетам отраслевого союза, введение и распространение системы «Меркурий» на готовую, переработанную молочную продукцию добавит к стоимости готовой молочной продукции на полке 2,7 рубля за кг.

Важный вопрос – поддержка спроса на молочную продукцию. Сегодня в России сложилась уникальная ситуация, при которой с помощью санкций российский рынок достаточно серьезно прикрыт от экспорта и дает шанс для отечественных производителей серьезно нарастить производство. Но докладчик отмечает, что сегодня в стране изменяется модель потребления продуктов питания в обществе. Связано это как с мифами о полезности молочной продукции, которые пытаются развенчивать специалисты отрасли, так и со структурой потребления животного белка в рационе россиян. В Советском союзе молочные продукты были основным источником потребления животного белка в рационе населения, то сейчас в России развивается мясная промышленность, которая в состоянии заместить в рационе молочные продукты компенсируя белковый рацион.

С. Глушков коснулся и вопросов экспорта молочной продукции. В России подробно описаны международными соглашениями и внутренними нормативными документами процедуры первичного доступа на внешние рынки третьих стран и ЕАС. Но не описана процедура снятия временных ограничений. В результате даже если у нашего российского экспортера нет никаких нареканий страны, в которую он поставляет свою продукцию, при внесении в список временных ограничений процедура снятия занимает от 7 до 16 месяцев. Это реальная практика, которая никак не способствует увеличению экспортного потенциала какой бы то ни было отрасли, особенно молочной. По мнению докладчика, государственное регулирование необходимо с точки зрения государственной поддержки. При этом регулирование нужно только там, где бизнес сам не справляется. «На сегодняшний момент развития индустрии мы достаточно консолидированы с точки зрения того, что индустрия готова представлять не только экспорт, но и экспертное мнение по многим вопросам. Мы готовы в рамках саморегулирования решать многие вопросы», считает С. Глушков. 


Подготовил Иванов Н.В.