интервью и комментарии

Эффективный молочный завод: пути достижения

Ирина Иванова
Директор по развитию компании IDS
Редакция MilkLife.ru пообщалась с директором по развитию компании IDS, Ириной Ивановой, в интервью эксперт рассказала о том, что мешает развиваться молокоперерабатывающим предприятиям и как стать более эффективными. Также Ирина прокомментировала ситуацию с поставками ингредиентов и упаковкой на молочные производства.
23.08.2022

Ирина, вы много общаетесь с производителями, посещаете предприятия молочной отрасли. Какие основные проблемы присутствуют на предприятиях отрасли в настоящее время?

- Панические времена прошли, стоит также отметить, что паника длилась недолго и ситуация более или менее стабилизировалась к маю. Проблемы с упаковкой решены в меру индивидуальных возможностей предприятий. Наибольшие сложности с упаковкой коснулись тех, у кого стояли упаковочные монолинии.  Вторая волна поднятия цен на потребительской полке прошла, и покупатель их принял, ожидать дальнейшего повышения не стоит. Уровень доходности у переработчиков молока на данный момент чуть ниже, что связано с дополнительными затратами на логистику ингредиентов, упаковки и прочих материалов. 

Что касается молока-сырья, его достаточное количество в стране, по данным аналитических центров производство молока сырья выросло на 5-7%. На данный момент сформированы достаточно большие запасы молочных продуктов: сыра, молока, сливочного масла и сухого молока.

На мой взгляд, молочный бизнес – самый устойчивый бизнес в пищевой отрасли. Это связано с тем, что молочные продукты есть на столе у каждого потребителя, «молочку» потребляют больше других продуктов и объем потреблениярастет.


Вы считаете, что ситуация с поставками ингредиентов и упаковки решена?

- Да. Однако, осталось проблема с асептической упаковкой, которая закупалась в Европе, российских объемов производства такой упаковки недостаточно. На предприятиях, использующих данный вид упаковки, оперативно заменили упаковочные линии на розлив в ПЭТ-бутылки, пленку. Некоторые производители начали использовать «серый картон» для упаковки продукции.

На мой взгляд, сильно пострадали северные районы и дальний восток, где большим спросом пользовались упаковки формата асептик.


Есть какие-то данные по реакции потребителя на изменение типа и внешнего вида упаковки для молочных продуктов?

- Статистики по этому вопросу на данный момент еще нет. Глядя на полки магазинов, понятно, что увеличилось количество молочной продукции в ПЭТ-бутылке и пленке, также появилась «серая» картонная упаковка. Я считаю, что потребитель не сильно остро реагирует на смену вида упаковку, для него главное – продукт. 


Приезжая на предприятия и производя аудит, какие проблемы вы видите в функционировании молочных предприятий?

Одна из часто встречающихся проблем, присутствующая практически на всех предприятиях, которая выявляется в ходе проведения аудита – это коммуникация между структурами предприятия. Данная проблема проявляется в неумении персонала общаться друг с другом, слышать друг друга, между структурами на предприятии сотрудники не способны правильно обменяться информацией, а главное – пользоваться этой информацией. Нет единой выстроенной управленческой системы, где все отделы взаимосвязаны и координируют между собой. На большинстве производств сохранился административный стиль управления, где даже операционные вопросы решает руководитель. Для эффективной работы система должна функционировать самостоятельно, а директор должен фиксировать объемы продаж, показатели эффективности и заниматься стратегическими вопросами. Наиболее «больным местом» является взаимодействие между службой продаж и производством – подача заявок, планирование производства и т.д.

Вторая распространенная проблема на предприятиях – это отсутствие службы управления персоналом. Структура управления персоналом – очень важная часть экосистемы предприятия. Именно этим подразделением разрабатываться стандарты работы сотрудников, документы по внедрению нового персонала в работу, документы по мотивации персонала: не только деньгами, но и социальными программами. Также, очень важно обучать персонал: подобная работа может идти как в рамках обучения процессам на производстве, так и в формате направления сотрудников для повышения квалификации на специальные курсы, в отраслевые институты. 

На мой взгляд, эти две проблемы очень сильно влияют на эффективность работы, а в итоге на финансовые показатели предприятия.


Какие решения компания IDS предлагает для вышеперечисленных проблем? 

К нам обращаются собственники, когда видят, что не дополучают желаемой прибыли или, когда, вообще, предприятие уходит в минус по прибыли. Мы подписываемся за финансовый результат, если мы видим, что можем его подправить. И уже в рамках корректировки финансового результата, процессов по продажи готовой молочной продукций, мы корректируем, выстраиваем систему коммуникаций между отделами и работы с персоналом, если есть такая необходимость. То есть такое комплексное решение проблем предприятия с целью получения положительного финансового результата. 

В нашей команде есть опытный технолог, отвечающий за технологический аспект; коммерческий директор, налаживающий процессы продаж; команда экономистов для анализа финансовой отчетности предприятия и руководитель проектов, занимающийся бюджетным управлением. 

Наша команда не просто консультирует предприятия, но и закрывает недостающий функционал после проведения аудита. Приведу пример, на данный момент мы работаем с заводом, в ходе аудита которого было выявлено, что на предприятии прекрасно работают все службы за исключением отдела продаж. Недостаточная компетентность менеджеров по продажам, явилась ключевой причиной неудовлетворительного финансового результата всего предприятия. Все-таки менеджер по продажам должен выстраивать стратегию продаж своего участка и приносить прибыль по EBITDA. Сейчас мы перестраиваем всю структуру продаж, проводим аналитику продаж, формируем планы для отдела продаж. Также ведем работу с персоналом, частично заменяем людей и обучаем работать по новым процессам. Наша задача запустить качественно новый отдел продаж, работающий по новым регламентам, в соответствии с откорректированным планом, а, самое главное, который зарабатывает прибыль молочному заводу. 


Ирина, расскажите какие виды аудитов предлагает компания IDS, что они включают в себя?

Мы предлагаем несколько видов аудитов. Финансовый аудит – это глобальный, он помогает разобраться в финансовых проблемах производства и их причинах (продажи, технологии, учет, бизнес-концепция). Этот аудит помогает выявить проблемную зону, если она неочевидна собственнику и далее с ней уже работать. 

Технологический аудит – более точечный, его чаще заказывают небольшие или начинающие переработчики. Мы помогаем выстроить технологии на производстве, отработать технологии производства определенных продуктов. 

Коммерческий аудит интересует и большие предприятия, и маленькие, так как многие не понимают, как правильно выстроить структуру отдела продаж и, собственно, зарабатывать на продажах молочной продукции. 


Ирина, как производителям молочной продукции быть эффективными? 

- Чтобы эффективно производить и продавать молочную продукцию, в первую очередь, необходимо создать бизнес-модель, которую вы хотите видеть на бумаге вариантов бизнес-моделей множество, важно их рассмотреть, чтобы понять при каких нюансах можно получить убытки, чтобы их предупредить. Лучше доверить это профессионалам, чтобы точно не прогадать и выстроить грамотную систему во всех аспектах деятельности предприятия. Также предприятия должны обязательно бюджетироваться ежемесячно, ежегодно и во время форс-мажорных обстоятельств.  Важно просчитывать несколько моделей бюджетирования, для поведения завода в кризисные моменты. У каждого бюджета свои задачи для центров финансовой отчетности – отдел логистики, производство, отдел продаж, бухгалтерия. Бюджетирование – это процесс управления своими сотрудниками для эффективного получения прибыли. Эффективность работы определяется показателем EBITDA, который в среднем составляет 12%.           

Для эффективной работы также очень важно инвестировать не только в оборудование, но и в свой персонал. Это самая главная сейчас инвестиция. Я всегда повторяю: «Прибыль приносят люди!»


Какие напутствия для переработчиков молока у Вас есть?

- Надо идти и развиваться, не ждать что за нас кто-то что-то сделает! В первую очередь, необходимо работать над процессами управления, над внутренней эффективностью и над глубокой переработкой молока. Эти аспекты работают на эффективность производства стратегически, на 5-10 лет вперед.


 

Источник:  MilkLife.ru