интервью и комментарии

«Мы надеемся, что сможем произвести и продать достаточный объем мороженого, не сильно отставая от 2021 года»

Наталья Уткина
Заместитель генерального директора – главный технолог Союза мороженщиков России
Экономические, климатические и множество других факторов влияют на показатели производительности пищевых производств, не исключением является и производство мороженого. Наталья Уткина, заместитель генерального директора – главный технолог Союза мороженщиков России, сообщила об изменениях объемов его производства и направления экспорта мороженого в 2022 году.
19.06.2022

Насколько сильно климатические условия влияют на темпы продаж мороженого?

— Союз мороженщиков России отмечает, что погода самым непосредственным образом влияет на объемы продаж мороженого. По данным метеонаблюдений, за последние 80 лет май 2022 года в Москве оказался самым холодным. Особенно просели продажи в Центральном и Поволжском федеральных округах. Но в южной части страны и в Сибири, где было тепло, мороженого достаточно много произвели и продали.

Чем погода теплее, тем лучше мороженое продается. Лето 2021 года было жаркое, российские предприятия произвели 527 тыс тонн мороженого – это абсолютный рекорд, такого большого количества не изготавливалось даже в советское время. Для сравнения, в 1990 году в РФ произвели 460 тыс тонн, в 2020 – 475 тыс тонн, в 2019 – 416 тыс тонн.

Сколько в России предприятий по производству мороженого, и какая их часть входит в Союз мороженщиков России?

— Я привожу данные по всей отрасли, в которой насчитывается около 200 производителей мороженого. В Союз мороженщиков России входит около 50 предприятий, среди них есть и лидеры по объемам производства мороженого. Рынок мороженого достаточно сильно консолидирован: первые топ 10 предприятий выпускают до 60% от всего рынка. На топ 20 приходится 75% рынка, на топ 30 – 80%, на топ-50 – 90%.

В чем, по вашему мнению, причина роста продаж мороженого?

— Искусство продавать мороженое, как я думаю, это всегда синергизм – совместная работа производителей, технологов, маркетологов, коммерсантов и погоды, о чем я уже сказала. Даже в первой десятке лидеров участники периодически меняются, поскольку рынок конкурентный, и каждое предприятие стремится больше произвести и больше продать. По итогам рейтинга 2021 года, позиции в топ 10 поменяются.

В 2020 году лидером по производству мороженого стала компания Unilever, у которой свои производства в Омской и Тульской областях. На втором месте была компания Ренна из Краснодарского края с брендом «Коровка из Кореновки», на третьем – компания Айсберри, которая в 2021 году приобрела «Петрохолод», и имеет три производственных площадки в Вологодской, Пензенской и Ярославской областях. На четвертом месте группа компаний «Русский холод» с двумя производствами на Алтае — в Барнауле и в подмосковных Люберцах. На пятом – компания Froneri, производство которой расположено в подмосковном Жуковском.

Насколько сильно кризис влияет на инвестиционную деятельность?

— Производителям мороженого непросто выпускать мороженое в сложившейся ситуации. Особенно сложным для них оказался март, когда основной ингредиент, сахар, подорожал в два раза, более того, его было невозможно купить. Также подскочили в цене импортные ингредиенты, что связано с увеличения курса евро и доллара, разрывом цепочек логистических путей и их заменой, увеличилась стоимость упаковочных материалов. Но российские мороженщики выдерживают достойно все испытания и находят нужные решения, чтобы производить мороженое и его реализовывать.

Понятно, что в нынешней экономической ситуации инвестиционная деятельность в отрасли близка к нулю. В период с марта по август мороженщикам нужно максимально эффективно отработать высокий сезон, задействовать все оборудование на максимальную производственную мощность, запустить в производство все новые виды мороженого. А про инвестиции, наверное, можно будет подумать ближе к осени, когда завершится сезон и будет более-менее понятна экономическая ситуация в стране. Поэтому пока инвестиции у большинства производителей свернуты. Но с учетом сегодняшнего укрепления рубля становится выгодно приобретать импортное оборудование. Возможно, кто-то из российских производителей воспользуется текущим моментом. Скажу, что многие итальянские компании, с которыми производители мороженого работают, не отказываются поставлять и привозить запчасти и оборудование, делают российским предприятиям интересные предложения.

Как итальянские производители оборудования решают проблему с логистикой в условиях санкций?

— Итальянские компании, занимающиеся производством оборудования для мороженого, собственным автомобильным транспортом доставляют грузы в Россию через Литву и Белоруссию. Логистические пути для них не поменялась, увеличилось только время на оформление документов.

Как Вы можете оценить готовность предприятий к весенне-летнему сезону 2022 года?

— Отрасль обычно к началу февраля бывает подготовлена к работе в новом сезоне: заранее приобретаются необходимые запчасти, вспомогательные материалы. Поэтому в этом году мороженщики будут использовать приобретенные ранее запчасти. Одновременно технические директора ищут замену импортным запчастям в России, стараются размещать заказы на отечественных предприятиях.

Как изменился экспорт, какие перспективы в расширении географии поставок?

— В марте и апреле по понятным причинам экспорт мороженого был сокращен. Но экспортеры мороженого приспосабливаются к новым условиям. Поэтому на начало июня российское мороженое экспортируется, как и раньше, в страны СНГ, США, страны Африки, Монголию и Китай. Немного поменялась логистика поставок.

В 2020 году поставки российского мороженого за рубеж составляли 26,6 тысяч тонн. Это был очередной рекорд экспорта мороженого, благодаря чему Россия заняла 13 место среди крупнейших поставщиков мороженого на пищевой рынок. В 2021 году Россия экспортировала уже 33 тысячи тонн мороженого. Такой прирост экспорта произошел за счет поставок мороженого в США и Канаду.

Какой производитель является основным поставщиком мороженого в США?

— Компания Unilever является крупнейшим экспортером мороженого в нашей стране. Они поставляют мороженое в США и Канаду. Также в США поставляют мороженое компании «Русский Холод» и «Коровка из Кореновки».

Как на данный момент развивается география поставок?

— Основные экспортные поставки мороженого из России идут в страны СНГ, в том числе Казахстан, Беларусь и, кстати, Украина раньше много закупала нашего мороженого и была страной растущего экспорта в этом сегменте. В списке импортеров также США, Канада, Китай и несколько Европейских стран. Группа компаний Айсберри – вторая после Unilever по объемам экспорта мороженого. ГК «Айсберри» активно развивает рынки Африки. С этим связываются определенные надежды, так как рынок большой и наше мороженое там пользуется спросом. Компании «Русский Холод» и «Коровка из Кореновки» также входят в число лидеров по экспорту мороженого. Компания «Русский Холод», практически единственная из российских компаний, которая экспортирует мороженое в Европу.

Изменились ли запросы покупателей мороженого, и какой стратегии придерживаются производители — стараются «держать марку» или рассматривают бюджетные аналоги и ингредиенты для сохранения цен на продукцию?

— Вообще Россия – консервативная страна в плане вкусовых пристрастий. Единоличный лидер на нашем рынке – мороженое пломбир. Если рассматривать популярность мороженого по видам фасовки, то лидером является мороженое в вафельном стаканчике, затем фасовки располагаются следующим образом: идет эскимо, мороженое типа «Лакомка» во взбитой шоколадной глазури, мороженое в сахарных рожках, семейная упаковка, брикеты и т. д.

Если рассматривать популярность по вкусу, то самый востребованный - ванильный, затем идут шоколадный, клубничный, другие фруктовые вкусы. Востребовано в России мороженое с заменителем молочного жира. Оно тоже очень вкусное. Еще одно достоинство такого мороженого – цена, так как оно стоит дешевле пломбира. Поэтому такой продукт популярен в регионах с низкой покупательской способностью.

Какие альтернативы производители мороженого предлагают тем, кто придерживается политики ЗОЖ?

— Для любителей тренда ЗОЖ российские производители мороженого предлагают мороженое без сахара, без лактозы, без молочных ингредиентов, а также мороженое с повышенным содержанием белка. Но такое мороженое в России мало востребовано и занимает менее 0,05% от общего объема внутреннего рынка. Мы надеемся, конечно, что этот сегмент вырастет, технологи предприятий работают над рецептурами. Как только появится повышенный спрос, то он будет реализован.

Какие тенденции существуют в направлении бюджетных вариантов мороженого?

— Производители начали производить бюджетные варианты мороженого с массой – 30-35 г, тогда как в стандартном стаканчике масса 80-100 г.

Некоторые производители стали предлагать забытый ассортимент молочного мороженого, где молочного жира всего 3,5%, а молочного белка, как и в пломбире, – около 3%. Молочное мороженое имеет отличный освежающий вкус, отвечает требованиям ЗОЖ. Но спрос на него пока очень небольшой. Бюджетным вариантом является мороженое с ЗМЖ, о котором я говорила ранее.

Насколько проблема упаковки актуальна для производителей мороженого?

— Мороженщики, готовясь к летнему сезону, часть упаковки приобрели заранее. В принципе наши производители особенно не заметили проблем с доступностью упаковки, и на бюджетные решения никто не перешел, упаковку типографии, как поставляли, так и поставляют. В марте 2022 года по известным причинам стоимость полипропиленовой упаковки выросла на 15-20%, картон подорожал почти в два раза. В мае цены на упаковку немного снизились.

Какие потребительские тренды определяют состояние и вектор развития внутреннего и зарубежного рынка?

— В России люди любят мороженое пломбир, который сильно по вкусовым качествам отличается от мороженого, производимого в Европе, Америке, Азии. Такого вкуса как у нашего мороженого нет нигде, потому что российский пломбир производят из большого количества молочного сырья. Требования к качеству мороженого зарегламентированы в ТР ТС 033 на молочные продукты. Там прописано, сколько обязательно должно содержаться белка, жира, сахара в мороженом. И, в частности, требования к содержанию белка в мороженом в ТР ТС 033 выше, чем требования к европейскому или американскому мороженому. В результате, российское мороженое имеет выраженный сладко-сливочный вкус, молочное послевкусие и кремообразную структуру.

Чем мороженое российского производства отличается от американского, европейского, азиатского?

– В США в мороженое добавляют более 30% дополнительных ингредиентов – орехов, ягод, печенья, джемов, которые берут на себя вкусовую часть. А если еще в мороженом небольшая белковая составляющая, то молочный вкус мороженого не будет чувствоваться. В Европе также любят мороженое с различными наполнителями и добавками. А ванильное мороженое у них имеет ярко выраженный и даже резковатый вкус. В Азии больше потребляют фруктовое, кислое и яркое мороженое.

Верно ли, что в России мороженое чаще всего рассматривается как перекус “на ходу”, что обуславливает популярность небольших форматов?

— Для России мороженое – это импульсный продукт: увидел-купил, особенно в летнее время. И это основной формат. Надо отметить, что в зимний период 2022 года, по сравнению с предыдущими годами, стал подрастать спрос на семейный формат в большой упаковке - в лотках или упаковке типа колбасы.

В больших городах, особенно в Москве, увеличиваются продажи мороженого через интернет-магазины. Производители мороженого, которые продают свой продукт через интернет, заботятся о его качестве. Они соблюдают температурный режим доставки, не допускают перепадов температур, что положительно сказывается на качестве мороженого. В результате, покупатель имеет качественный продукт, отличающийся от полежавшего в магазине. Через интернет больше покупают мороженое большого формата, так удобнее для семьи.

Что, на Ваш взгляд, ожидает рынок мороженого в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

— Вообще мороженщики активно работают сто дней в году, когда производства задействованы на полную мощность. Холодный май 2022 года уже прошел, и нам придется наверстывать продажи в июне-июле. Прогнозы, разумеется, делать сложно. Мы надеемся, что сможем произвести и продать достаточный объем мороженого, не сильно отставая от 2021 года. Возможно, снижение составит 10-15% с учетом погодных условий, сложной экономической ситуации и покупательской способности населения.

В заключении, хочу привести статистику потребления мороженого в развитых странах. Так, в Новой Зеландии и США на одного человека в год приходится до 10 кг вкусного продукта, у нас – пока 3,5 кг. Российская академия наук рекомендует россиянам употреблять до 7 кг мороженого в год. Поэтому у отечественных предприятий есть потенциал для развития производства и продаж мороженого на внутреннем рынке, ну, и, конечно, нельзя потерять экспорт, который уже есть и желательно его наращивать.

Источник: MilkLife.ru по материалам TheDairyNews