интервью и комментарии

“Самое простое, лежащее на поверхности – это работа с продуктивностью и с племенной ценностью животных”

Артём Белов
Исполнительный директор Национального союза производителей молока

Сейчас многие продуктовые рынки в нашей стране насыщены отечественными товарами: свинина, курятина, говядина, растительное масло. Ниша молочного животноводства пока еще свободна и активно поддерживается государством. По словам министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, если активно инвестировать в отрасль, то уже через 3 года Россия выйдет на полное обеспечение по молоку, а объем производства превысит 38 млн тонн. Редакция портала MilkLife.ru попросила исполнительного директора Национального союза производителей молока Артема Белова прокомментировать ситуацию.

24.11.2018

Редакция портала: Как, по вашему мнению, должна развиваться молочная отрасль и куда в первую очередь нужно направить финансирование?

Белов Артем: Когда мы говорим о поддержке сектора, мы должны четко понимать, что вопрос не в приоритетах финансирования, а в системном подходе к этому процессу. Если мы выбрали молоко приоритетным направлением, то должен быть сформирован комплекс мер, направленных на развитие этой отрасли. И их обязательно нужно осуществить. Есть быстрые механизмы, а есть долгоиграющие. Самое простое, лежащее на поверхности – это работа с продуктивностью и с племенной ценностью животных. На мой взгляд, вложения в формирование и создание правильной кормовой базы, вложения в покупку хорошего племенного материала могут дать хороший эффект за короткий промежуток времени. Инвестируя в эти направления, мы получим результат, который сможем оценить уже через 1-3 года. В связи с тем, что показатели продуктивности сейчас низкие – в среднем около 5 000 кг/год, то у нас есть существенные возможности для роста. То есть в течение 3-4 лет мы легко можем обеспечить рост на 20 % и повысить показатели валового надоя только за счет увеличения продуктивности. Это, наверное, первое направление, на которое нужно, прежде всего, обратить внимание. Весь мир идет по пути сокращения поголовья скота, роста продуктивности животных и, соответственно, увеличения эффективности производства. И нам имеет смысл сосредоточиться на этом.

Весь мир идет по пути сокращения поголовья скота, роста продуктивности животных и, соответственно, увеличения эффективности производства.

Второе важнейшее направление – это поддержка и реализация крупных системообразующих инвестиционных проектов. Нам важно привлекать крупных инвесторов. Кому-то это может нравиться, а кому-то нет, но мы, скорее всего, пойдем по американскому пути развития. Мы будем строить крупные товарные фермы. Доля фермеров в перспективе будет составлять около 20-30 %. Основной объем будут производить крупные комплексы. Для привлечения инвесторов необходимо обеспечить окупаемость проектов в течение 7-8 лет. В моем понимании, сейчас ситуация с осуществлением поддержки новых хозяйств очень сбалансирована. Они получают льготные кредиты, капексы, и наряду с достаточно высокой ценой на молоко это дает очень хороший результат. Я считаю, что главное сейчас – сохранить долгосрочность и прозрачность поддержки этого направления. Если ситуация с распределением средств будет понятной и правила не будут меняться, то это однозначно привлечет инвесторов.

Если ситуация с распределением средств будет понятной и правила не будут меняться, то это однозначно привлечет инвесторов.

Третий момент, на котором надо сосредоточиться, – это стимулирование спроса. Последнее время на внутреннем рынке мы наблюдаем устойчивую тенденцию к падению спроса на молочную продукцию. И я вижу два инструмента, которые мы можем использовать для устранения данной проблемы. С одной стороны, программы внутренней продовольственной помощи в разном виде. Это могут быть программы, аналогичные федеральной американской программе SNAP, программы стимулирования потребления в социальных учреждениях и т.д., то есть различные механизмы стимулирования спроса на качественную молочную продукцию. При этом важно решить вопрос с фальсификатом, потому что подавляющая доля фальсификата как раз находится в области социальных закупок. В любом случае, вопрос стимулирования спроса со стороны государства является необходимым. Второй инструмент – это освоение и выход на экспортные рынки. В ситуации слабого рубля и падения спроса на внутреннем рынке, экспорт для нас является реальной альтернативой. Нам надо открывать новые рынки для экспорта молочной продукции.

Нам надо открывать новые рынки для экспорта молочной продукции.

На мой взгляд, в настоящее время имеется около десяти приоритетных рынков. Это рынки Юго-Восточной Азии, Ближний и Средний Восток. Освоением новых экспортных рынков сейчас активно занимаются белорусы. На текущий момент в Белоруссии открыты 40 предприятий для работы с Китаем. Важно, чтобы потребитель в нашей стране был обеспечен качественными продуктами, и при этом Россия имела бы возможность экспортировать конкурентоспособные продукты.

Беседовала Сеничкина Александра, MilkLife.ru