интервью и комментарии

«Производители мороженого значительно зависят от импорта и чувствительны к любому его ограничению»

Наталья Уткина
Зам. Генерального директора- главный технолог Союза мороженщиков России
Мороженое традиционно является летним, освежающим молочным продуктом, который даже в кризисное время остается популярным у потребителей. По данным потребительской панели Gfk Rus  (https://www.milklife.ru/interview/4084.html) потребление мороженого с марта по май 2020 года выросло на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Редакция портала Milklife.ru побеседовала с заместителем генерального директора - главным технологом Союза мороженщиков России Натальей Уткиной о том, как складывается ситуация с производством мороженого, насколько отрасль зависит от импорта и какие потребительские тренды превалируют.
13.07.2020

ML: Насколько российская отрасль производства мороженого является зависимой от импорта технологического оборудования, комплектующих и ингредиентов для производства продукции? Как обстоит ситуация с отечественными производителями оборудования для мороженого?

Рассматривая вопрос зависимости российской отрасли мороженого от импортных оборудования, запасных частей, ингредиентов, рефрижераторного транспорта, нужно отметить следующее: практически все производители мороженого, особенно высокопроизводительные и успешные - значительно зависят от импорта и чувствительны к любому его ограничению. Фабрики мороженого в России оснащены, в основном, импортным оборудованием. Ещё с советских времён у нас было слабое развитие отечественной индустрии оборудования для мороженого. В Советском Союзе такие предприятия находились в Литве, Украине и в г. Ростов-на Дону. Оборудование, выпускаемое ими, было простым и низко производительным.


Практически все производители мороженого, особенно высокопроизводительные и успешные - значительно зависят от импорта и чувствительны к любому его ограничению.


Производители же импортного оборудования для мороженого из Швейцарии, Дании, Италии, Германии, Америки имеют многолетний опыт разработок, сильную базу конструкторских, производственных, технологических решений. Импортное оборудование для мороженого отличается функциональностью, высоким качеством производимой продукции, бережным отношением к окружающей среде, экономией электроэнергии. Инженеры и техники импортных компаний оказывают сервисную поддержку своего оборудования.

Принимая во внимание тенденции на импортозамещение - в стратегии развития отрасли мороженого до 2030 г указано:

«Необходимо развивать в России конкурентоспособные с западными компаниями производства по изготовлению оборудования для производства мороженого, оборудование для бестарного хранения и дозирования сыпучих и жидких ингредиентов, оборудование для приготовления и обработки смесей в закрытом автоматизированном режиме, фризера, скороморозильные камеры, оборудование для автоматической укладки мороженого в коробки, оборудование для автоматической сборки коробок, транспортёры, маркираторы, оборудование для нанесения цифровой маркировки, металлодетекторы, оборудование для определения массы продукта в потоке, принтеры и т.д.»


Мороженое производится с использованием комплексных пищевых добавок в качестве эмульгаторов, стабилизаторов, а также с использованием ароматизаторов, красителей. Составляющие этих добавок в России не производятся.


От импортных поставок зависят и сырьевые составляющие мороженого. Для производства мороженого используется сухое молоко, масло и др. молочные продукты. На сегодняшний день уровень самообеспеченности России молочными продуктами ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности. В этой ситуации без импорта необходимых молочных продуктов для производства мороженого не обойтись. Основная часть молочных продуктов поступает из Республики Беларусь. Кроме того, из-за высоких цен в России на сырое молоко, стоимость импортных молочных продуктов получается дешевле отечественных.

Мороженое производится с использованием комплексных пищевых добавок в качестве эмульгаторов, стабилизаторов, а также с использованием ароматизаторов, красителей. Составляющие этих добавок в России не производятся.

В итоге получается, что отрасль мороженого является сильно зависимой от импортного оборудования, ингредиентов.

ML: Какие тренды в потреблении мороженого вы отмечаете?

Основные тренды в потреблении российского мороженого направлены на мороженое с молочными компонентами. Это пломбиры: ванильный, шоколадный, клубничный, фисташковый. Мороженое с заменителями молочного жира до введения карантинных мер стали меньше употреблять. Начинает пользоваться спросом мороженое, которое ассоциируется со здоровым образом жизни: с низким содержанием сахара и повышенным содержанием белка.


Начинает пользоваться спросом мороженое, которое ассоциируется со здоровым образом жизни: с низким содержанием сахара и повышенным содержанием белка.


Появляются новые тенденции в использовании упаковки для мороженого. По данным компании Тетра Пак сегодня 75% покупателей в мире волнуют вопросы сохранения природы, 88% при выборе продуктов питания готовы отдать предпочтение бренду в экологичной упаковке, а 86% считают, что внимание к вопросам окружающей среды вырастет в ближайшие пять лет. Производители, уловив этот тренд, постепенно уходят от привычных решений с применением пластика, разрабатывают новые варианты, используют более экологичные материалы, например, картон.

Компании – поставщики ингредиентов для производства мороженого в КАТАЛОГЕ ПОСТАВЩИКОВ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ

ООО ПИЩЕВЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ

ООО ЭКОС

STERN INGREDIENTS

ООО ИНГРЕДИЕНТС СПЕШИАЛИТИС

ООО ТД ЭКОКОЛОР

БАРГУС ТРЕЙД

ДАО ФУД

АО "ФАЙН ИНГРЕДИЕНТС"