интервью и комментарии

«Если мы недодаем чего-то потребителю, мы можем его потерять»

Марина Петрова
Генеральный директор Petrova 5 Consulting
В рамках деловой программы международной выставки «Молочная и мясная индустрия-2019» выступала Марина Петрова, генеральный директор Petrova 5 Consulting. В своем выступлении она обозначила четыре ключевых фактора, формирующих и преобразующих молочную отрасль России сегодня. Также Марина Петрова коснулась темы потребительского поведения, представив пять глобальных трендов.
10.09.2019

Четыре ключевых фактора, формирующих молочную отрасль России сегодня

В частности, М. Петрова отметила, что существуют 4 ключевых фактора, которые влияют на молочную отрасль страны и будут дальше ее преобразовывать. Во-первых, это сетевые операторы, доля которых ежегодно возрастает. Сегодня торговые сети все больше ориентируются на выпуск собственных торговых марок и на открытие собственных производственных площадок. Но если раньше торговые сети были для производителей просто бизнес-партнерами, то теперь в чем-то они становятся для них еще и конкурентами. В этом случае, производители пищевой продукции конкурируют не только с брендами, но и с собственными торговыми марками (СТМ) торговых сетей. Для более здоровой конкуренции важно иметь правильное позиционирование и правильную коммуникацию с потребителем.

Второй важный фактор – это разрешенность. Даже при условии, что наша страна закрыта от крупнейших европейских производителей, того объема молочной продукции из Белоруссии, Новой Зеландии и Латинской Америки вполне достаточно для удовлетворения потребностей внутренних потребителей, так как это чаще всего является качественной продукцией. Иногда она используется, безусловно, как сырье. Но для российских производителей она тоже представляет серьезную конкуренцию. «Крупнейшие производители, которые уже осознали, что эмбарго – это надолго, приобретают площадки в России и под уже известными международными брендами реализуют свою продукцию», - объясняет эксперт. У крупных компаний уже есть определенный опыт. Они достаточно давно присутствуют на мировом рынке, часто более 100 лет, и вкладывают достаточно серьезные деньги в исследования рынка. В связи с этим, для отечественных производителей они представляют серьезную конкуренцию. «В целом, это очень сильно влияет и давит на рынок», - констатирует М. Петрова.

В-третьих, это агрохолдинги. Если раньше они были представлены в свиноводстве, овцеводстве, садоводстве и других отраслях, то теперь постепенно агрохолдинги заявляют все более крупные проекты, приобретают производственные площадки и выходят на молочный рынок.

Четвертый важный фактор – это потребитель. Как отмечает эксперт, очень важно уделять внимание потребителю и следить за тем, как меняются его вкусы и предпочтения. Потребитель уже готов платить большие деньги за здоровое питание и распробовал вкус здорового образа жизни. Это не большой процент населения, но это уже является трендом. Потребитель стремиться к индивидуальности. Он хочет иметь подход именно к нему как к потребителю с точки зрения коммуникации через социальные сети. Если он чем-то недоволен, он хочет быть услышанным. Это тоже является очень важным моментом для продвижения своей продукции. И потребитель стал чаще питаться вне дома. Если раньше считалось, это только молодежь, то теперь в связи с повышением пенсионного возраста время выхода на пенсию отодвинулось. И питание вне дома в связи с таким повышением трудовой активности должно также оставаться качественным.

Пять глобальных трендов потребительского поведения

Марина Петрова также рассказала о пяти глобальных трендах потребительского поведения. Если раньше производителю достаточно было соблюдать один тренд и этого было достаточно для производства хорошего продукта, то сейчас потребитель хочет, чтобы потребляемый им продукт был и полезным, и вкусным, и безопасным, и удобным, и аутентичным и все эти показатели в едином комплексе. Причем там есть два взаимоисключающих тренда: польза и вкус. Под этим понимается, что, если продукт полезный, то он с минимальным содержанием сахара или без него. Но тогда он не может быть настолько вкусным. «У потребителя есть такой запрос и он готов жертвовать сладостью продукта в пользу своего здоровья. Меняются немного и его вкусовые предпочтения. Если раньше, например, люди в йогуртах выбирали ярко выраженный молочный вкус, то сейчас более нейтральный вкус. Если, допустим в твороге, раньше выбирался более кислый вкус, то сейчас выбирается более нейтральный вкус», - рассказывает эксперт. И такие тенденции потихоньку проникают в нашу жизнь.

Эксперт обратила внимание собравшихся и на новую тенденцию в потреблении спортивного питания. Если десять лет назад обсуждали людей, которые занимаются фитнесом, то сейчас появилась новая тенденция, когда люди катаются на велосипедах или бегают марафон. И для них их спортивные тренеры прописывают определенное питание с повышенным содержанием белка, с пониженным содержанием жиров, с определенным индивидуально качественным составом микро- и макронутриентов. Но производитель, к сожалению, не может знать, что прописывает тренер конкретному спортсмену. И если выпускается продукт, который полностью удовлетворяет конкретного спортсмена в его потребности в основных пищевых веществах и совпадает с назначениями тренера, то это «идеальная история», этот потребитель продолжит использовать в своем ежедневном рационе именно этот пищевой продукт.

Как отмечает эксперт, для того, чтобы продавать дополнительный объем продукта, надо соответствовать ожиданиям потребителя. Сегодня мир подошел к такому периоду жизни, когда нельзя вычеркнуть что-либо из концепции развития. «Если мы недодаем чего-то потребителю, мы можем его потерять», - сказала М. Петрова. 


Подготовил: Иванов Н.В., MilkLife.ru