интервью и комментарии

Молочка по новым правилам: как отличить натурпродукт от подделки?

Вера Урмацких
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия
С 1 июля 2019 года в российском ритейле произошла революция: натуральную молочную продукцию и продукцию с заменителями молочного жира разложили по разным торговым полкам, снабдив маркировкой «СЗМЖ» и «БЗМЖ». Портал MilkLife.ru предлагает вниманию читателей материал наших региональных коллег из Республики Хакасия, в котором начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия Вера Урмацких подробно рассказала о внедрении изменений, а также о том, как они повлияют на производителей молочной продукции.
02.09.2019

С 1 июля в российских магазинах «разложили по полочкам» (в прямом смысле) натуральную «молочку» и продукцию с заменителями молочного жира. Кроме этого, их разделили заметной маркировкой (раньше дотошные покупатели изучали состав, напечатанный на упаковках мелким шрифтом). Например, для разделения продуктов с заменителем молочного жира и без него появились ценники с обозначениями «СЗМЖ» и «БЗМЖ», а также плакаты с разъяснениями новой маркировки.

Зачем все это нужно? Вот как прокомментировал нововведение премьер-министр РФ Дмитрий Медведев: «Мы дополняем правила продажи отдельных товаров. Согласно этому постановлению молочные продукты в каждом торговом зале должны быть размещены отдельно и сопровождаться указанием о том, что это продукты без заменителя молочного жира… В последнее время в промышленности активно используются растительные жиры. Эта технология позволяет увеличить срок хранения молочной продукции, снизить себестоимость. То есть там есть свои плюсы. В то же время далеко не всегда эти детали указаны на упаковке. Такая информация нужна, поскольку покупатель имеет право знать, что он приобретает…».

Как новшества приживаются у нас? На что обращать внимание при покупке «молочки», чтобы не нарваться на поддельную? Об этом (и не только) читателям «Абакана» рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

– Вера Анатольевна, почему для многих важно покупать «молочку» без заменителей молочного жира, которые не всегда вредны и с которыми она дешевле?

– Во-первых, никто не запрещает покупать как натуральные молочные продукты, так и с заменителями молочного жира. У потребителей должен быть выбор, а для этого нужно предоставить исчерпывающую информацию о составе продуктов. Закон РФ «О защите прав потребителей» наделяет покупателей правом на полную достоверную информацию о товаре. Законодательство не запрещает использовать заменители животного жира (вроде пальмового масла), что обязательно должно быть отражено на упаковке. К сожалению, это делалось не всеми производителями.

Во-вторых, важность именно молочного жира в молочной продукции (по сравнению с его заменителями) неоспорима: он содержит несколько незаменимых компонентов, которые невозможно получить из других продуктов, в том числе из растительных жиров. Существует рекомендованная норма потребления молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – 325 кг на человека в год. Однако, по данным Росстата (на 2017 год), их фактическое потребление на душу населения составило 231 кг, или 71% от нормы.

– Как после нововведения отыскать в магазинах натуральную молочную продукцию?

– Легче, чем раньше. С 1 июля продавцов обязали изменить раскладку в торговых залах молочной продукции так, чтобы покупателю было проще и быстрее в ней ориентироваться. Напомню, что новые требования определены пунктом 33(1) Правил продажи отдельных видов товаров (постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55).

Во-первых, выкладка молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов теперь должна быть такой, чтобы покупатели могли визуально отделить упомянутые продукты от других. Проще говоря, натуральные молочные продукты не должны быть смешаны с другими: их обязаны поместить на отдельные полки.

Во-вторых, размещение молочной продукции без заменителя молочного жира должно сопровождаться информационной надписью: «Продукты без заменителя молочного жира».

 – Изменились ли наименования продуктов с заменителями молочного жира?

– Обновленным техрегламентом оговаривается, что «в наименование должны быть включены слова «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», а также информация о технологии их производства». Например, на упаковке сыра с заменителями теперь будет написано: «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сыра».

– Судя по новостным сводкам, торговые точки по всей России не торопятся выполнять новые обязанности. Проводите ли вы проверки? Какие проблемы обнаруживаются у нас? Какие штрафы предусмотрены за нарушения?

– Мы постоянно проводим проверки. Выявленные при этом нарушения связаны как с отсутствием информационной надписи, так и с выкладкой натуральной молочной продукции без ее визуального отделения от другого товара. Это – основания для привлечения виновных к административной ответственности (по статье 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях: нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров). Предусмотренный максимальный размер штрафа для юридических лиц – до 30 000 рублей.

Помимо проверок, с 12 по 25 августа у нас работала всероссийская горячая линия по вопросам защиты прав потребителей, связанным с новыми правилами размещения молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговых сетях. Специалисты консультировали жителей по новым правилам выкладки и действиям потребителей, если молочная продукция смешана на полке и ее выбор затруднителен.

– А что конкретно могут предпринять покупатели, если в магазине вся молочная продукция на полках перемешана, а продавцы не реагируют на замечания?

– Рекомендую в подобных случаях действовать так: попросить «Книгу отзывов и предложений» (ее обязаны предоставить по первому требованию). Затем написать в ней свои замечания, не забыв оставить свои данные и дату обращения. Далее сделать фотокопию своей записи (можно на телефон), а также молочной полки магазина и его вывески.

После этого нужно сообщить о нарушениях в письменной форме (можно по электронной почте: tu@rpnrh.ru) или лично, придя в Управление Роспотребнадзора по РХ. Наш адрес: 655017, Абакан, ул. Маршала Жукова, 5а-1. Вместе с неанонимным обращением (из которого должны быть понятны место нахождения торговой точки и дата ее посещения вами) необходимо предоставить сделанные вами фотографии – подтверждения нарушений. По обращениям жителей будут приниматься меры.


О сложившейся ситуации, или В вашем сыре молока не обнаружено

Не секрет, что в последние годы некоторые производители «молочки» не гнушались заменять в ходовой продукции животные жиры более дешевыми растительными (вроде пальмового масла). Одни из них сообщали об этом на упаковках (часто – мелким неброским шрифтом: видимо, для самых зорких и внимательных покупателей). Другие и вовсе скромно умалчивали.

К примеру, в прошлом году «Росконтроль» провел исследования популярного у покупателей сыра (подробнее о нем и попавших в «черный список» сортах — на сайте организации: https://roscontrol.com/) и опубликовал шокирующие сведения, что из 59 проверенных образцов 38 оказались фальсификатом. Причем, «половина из фальсифицированных образцов «отличилась» еще и довольно высоким содержанием транс-изомеров жирных кислот. А это может свидетельствовать о том, что молочный жир заменили не только традиционным и относительно безопасным пальмовым маслом, но также гидрогенизированным растительным либо говяжьим жиром. Кроме того, что эта продукция является подделкой, она еще и представляет риск для здоровья». Годом ранее «Роскачество» также проводило исследования сыра (подробности — на его сайте https://roskachestvo.gov.ru/). В итоге «…исследование выявило массовое несоответствие товаров заявленному ГОСТу, занижение жирности и наличие антибиотиков». А в этом году его специалисты озаботились составом плавленого сыра в магазинах. Итог: «До российского Знака качества не дотянул ни один плавленый сыр».

В целом, по данным Роспотребнадзора, удельный вес фальсифицированных молочных продуктов составлял до изменений в правилах более 4%. Минпромторг оценивал долю фальсификата на молочном рынке в пределах 20–30%. Россельхознадзор не исключал, что по некоторым видам «молочки» он мог достигать и 50%. Из исследованной им молочной продукции более 20% образцов оказались сфальсифицированными. Несмотря на разброс в данных, цифры впечатляют. Разница в цифровом выражении масштабов проблемы объясняется различными подсчетами и разным подходом организаций и ведомств к понятию «фальсификат». Одни считают им несоответствие состава продукта на упаковке фактическому; другие – замену цельного молока пастеризованным, а молочного жира – растительным; третьи – примеси посторонних субстанций (вроде муки, мела и гипса).

После того, как разные ведомства и организации начали активнее проводить проверки и распространять их итоги через Интернет и СМИ, ситуация начала сдвигаться с мертвой точки, и дело дошло до внесения изменений в правила торговли. Хочется надеяться, что этого будет достаточно для наведения порядка на молочных прилавках. С другой стороны, производители ненатуральной «молочки» вряд ли разорятся, так как именно спрос рождает предложение (а не наоборот). По подсчетам экспертов, натуральный сыр не может стоить меньше 400–450 рублей за кило, а это, увы, не по карману большой части населения. А, значит, и на отдельных полках товар с заменителями жира точно залеживаться не будет. И вряд ли его станут меньше выпускать. Разве что обозначать заметнее для покупателей, для которых состав имеет большое значение.