Главное меню
Что из себя представляет система «Честный ЗНАК»? Как она будет работать применительно к молочной отрасли?
Р.Ю. Для обеления рынков и повышения прозрачности в России создана государственная информационная система цифровой маркировки и прослеживания товаров. Она получила название «Честный ЗНАК». Минпромторг России – координатор системы, Центр развития перспективных технологий – оператор, создавший систему за частные средства. «Честный ЗНАК» позволяет обеспечивать защиту жизни и здоровья потребителей, способствует выравниванию конкуренции, повышает контроль качества товаров, помогает бороться с любым незаконным оборотом. Она едина и универсальна для всех категорий товаров и позволяет отслеживать движение каждой единицы от производителя до потребителя в режиме реального времени. В молочной отрасли она будет работать так же, как в других уже запущенных проектах: цифровой код, защищенный криптографией, позволяет проследить за тем, как перемещается товар от места производства и до кассы, а потребитель может узнать о товаре всю правду, воспользовавшись приложением для своего смартфона.
Каковы основные задачи эксперимента?
Р.Ю. Начатый 15 июля пилот по маркировке готовой молочной продукции позволит обкатать технологию и в управляемом режиме подготовиться к обязательной маркировке. Он позволит оценить и оптимизировать инвестиции в маркировку как оператору системы, так и отрасли. Пилотирование на различных по технологии и размеру производственных площадках даст реальные цифры и способы снижения инвестиций, в отличие от примерных оценок, которые периодически озвучиваются.
Сколько предприятий на текущий момент вовлечено в эксперимент? Можете их назвать? Это крупные, средние или мелкие производители? Какие выгоды получают участники эксперимента?
Р.Ю. ЦРПТ работает с отраслью с 2018 года, в рабочую группу входит более 30 компаний. Это и производители, и розница, например, «Галактика», Unilever, «Вакинское Агро», «Шахунское молоко», экологическое хозяйство «Спартак», «Лента», «Магнит», X5 Retail Group, Merto Cash&Carry, интернет-магазин Озон и другие.
Среди основных выгод перехода на новую систему: возможность перехода на Индустрию 4.0 и работу по принципам Just in Time. Помимо этого, легальный производитель увеличит долю рынка и объемы выручки благодаря снижению доли нелегального оборота, который по оценкам Россельхознадзора составляет более 20%. В результате бизнес сможет снизить себестоимость, увеличить инвестиции в расширение производства и повысить доступность продукции для потребителей. Маркировка — это радикальное сокращение объема бумажных документов, благодаря переходу на ЭДО и серьезная экономия на логистике, за счет четкой обработки грузов и минимизации ошибок персонала при подготовке сопроводительной документации.
В каком режиме проходит эксперимент? Могут ли производители присоединяться к эксперименту в текущий момент?
Р.Ю. Любой представитель отрасли может пройти регистрацию в пилоте на сайте «Честного ЗНАКА», заполнив регистрационную форму честныйзнак.рф
Как по-вашему, не дублирует ли система «Честный ЗНАК» функции уже действующей системы «Меркурий»?
Р.Ю. Мы разделяем мнение отрасли о том, что интеграция систем позволит избежать дублирования операций и дополнительных затрат для компаний. «Честный ЗНАК» (который прослеживает упакованную продукцию от завода) станет для бизнеса единым окном, а планируемая интеграция системы с «Меркурием» (проконтролирует сырье до завода) обеспечит непрерывный контроль от поля до магазина. В итоге регулятор и отрасль в удобном формате получат функционал для борьбы и с нелегальным оборотом, и с ветеринарными рисками сырья животного происхождения. Важно, что ритейл уже интегрирован с «Честным ЗНАКом», так как внедрил у себя систему с товарами, для которых маркировка уже стала обязательной и никаких дополнительных изменений рознице с распространением маркировки на новые товары не потребуется.
Какие средства понадобятся молочному предприятию внедрение системы «Честный ЗНАК»?
Р.Ю. Затраты на нанесение кода, в зависимости от размера предприятия и объема производства, – от 1 до 8 копеек на единицу продукции. В среднем это 4 копейки. Поэтому маркировка не окажет заметного влияния на стоимость для покупателей. По расчетам, устранение нелегального оборота в отрасли приведет к росту валовой прибыли производителей более чем на 3% и снижению отпускной цены с завода на 0,82 копейки (1,41% от розничной цены), что положительно повлияет на цену. В перспективе возможно дополнительное снижение стоимости до 50% за счет маркетинговых акций, основанных на возможностях, предоставляемых «Честным знаком». Влияние на стоимость потребительской корзины, даже без учета положительного эффекта для участников оборота, составит максимально не более 0,06%.
Расскажите о планах «Галактики» по интеграции 3 систем: «Меркурий», «Честный ЗНАК», «Проверь» ?
Р.Ю. На ПМЭФ-2019 мы подписали с «Галактикой» соглашение о сотрудничестве: мы выделяем необходимые ресурсы для создания группы по разработке программного обеспечения, совмещающего «Честный ЗНАК» и систему «Проверь», запущенную ранее молочным производителем. 25 августа система «Проверь» была презентована в Гатчине. Сейчас в разработке дальнейшая интеграция с производителем: «Галактика» начнет выпуск продукции с цифровыми кодами маркировки системы «Честный ЗНАК», осуществит ее логистику и ввод в торговые сети. Маркированная молочная продукция, содержащая на упаковке помимо цифрового кода также элементы фирменного стиля системы Честный ЗНАК, будет продаваться в розничных сетях Москвы и Санкт-Петербурга. Считаем, что создание производителями готовой молочной продукции собственных систем контроля демонстрирует спрос бизнеса на инструменты борьбы с нелегальным оборотом, ориентированные на обеспечение безопасности, и удобства для потребителя.
Как система Честный знак будет применима к развесной продукции (сыр, творог и пр.)?
Р.Ю. Решение о маркировке развесной продукции, как и другие актуальные для рынка вопросы, мы будем принимать вместе с бизнесом внутри пилота.
Беседовала Сеничкина Александра, MilkLife.ru
Материал подготовлен совместно с ООО «Оператор-ЦРПТ»
Информация о запуске эксперимента по маркировке молочных продуктов была размещена ранее на портале MilkLife