интервью и комментарии

История развития российской генетической компании: от импорта к локализации

Данила Суслов
Генеральный директор ООО «ЦЕНТРПЛЕМ»
Мало кто знает, что на современных предприятиях, занимающихся молочным животноводством, для получения регулярного потомства используется только искусственное осеменение животных. Поэтом для удовлетворения нужд хозяйств в России осуществляется ввоз импортного семени быков-производителей от мировых генетических компаний, а также существует собственная система выведения животных на государственных и частных племенных станциях. Генетическая компания ООО «ЦЕНТРПЛЕМ», основанная 10 лет назад и возглавляемая генеральным директором Сусловым Данилой Юрьевичем, активно занимается продажей импортного генетического материала, а также отечественного - собственного производства, внося значительный вклад в продуктовую безопасность страны. Данила Суслов делится историей успеха компании, опытом преодоления вызовов последних лет, включая пандемию COVID-19 и геополитические санкции, а также рассказывает о значении качественного генетического материала для эффективности молочного производства.
26.11.2024

Какова история основания компании ООО «ЦЕНТРПЛЕМ»?

Я основал ООО «ЦЕНТРПЛЕМ» 10 лет назад. Что в те годы, что сейчас, тема качественного генетического материала для нашего молочного животноводства являлась крайне важной, поэтому не было никаких сомнений, что компания будет иметь большие перспективы в этом направлении. Одним из главных факторов будущего успеха стало начало сотрудничества с мировым лидером по продаже семени быков в более чем 90 странах мира WORLD WIDE SIRES, LTD (США). В России эта компания и ее достижения были практически не известны. Однако мы провели колоссальную работу, чтобы самые последние достижения мировой генетики были доступны отечественным животноводам по всей стране. Это касалось не только высококачественного продукта, но и мирового опыта в сфере менеджмента молочного животноводства. Благодаря тесному сотрудничеству с нашими иностранными партнерами мы смогли предоставлять эти знания нашим партнерам.

Как ваша генетическая компания осуществляет сервис клиентов?

Очень скоро мы получили огромный спрос на эти услуги. Пэтому с 2016 года начали формировать и развивать свою собственную службу сопровождения, в которую со временем вошли настоящие профессионалы по ветеринарии, генетике, воспроизводству и менеджменту. В нашей сфере предоставлять клиентам просто продукт в виде семени – это мало. Есть огромное количество факторов способных негативно влиять на результат использования генетики, даже самой лучшей. Это и качество работы сотрудников, и уровень здоровье животных, оснащение и менеджмент на ферме в целом. Поэтому мы, как генетическая компания, не можем упускать такие моменты и предоставляем нашим клиентам полный спектр услуг по консультированию и сопровождению. На данный момент в нашей службе сервиса работает 14 специалистов, которые в течение года делают порядка 2000 выездов в хозяйства, совместное поголовье которых составляет порядка 1 млн коров.

Расскажите о создании ваших обучающих учебных центров для различных специалистов животноводческих хозяйств.

Как любит повторять наш директор по сервису: «Мы не делаем клиентов зависимыми от нас, мы формируем их независимость». Действительно, со временем, когда количество наших партнеров достигло 500, а сейчас эта цифра превысила 900 хозяйств, мы поняли, что не можем всех охватить своей заботой. Поэтому следующем уровнем развития наших услуг стало обучения. В 2017 и 2019 годах мы создали два учебных центра для различных специалистов животноводческих хозяйств, начиная с зоотехников, заканчивая собственниками предприятий. Что наши специалисты службы сервиса, что клиенты с большим энтузиазмом восприняли эту тему. Так за последние 3 года было проведено 45 курсов, которые прошли более 500 специалистов с 47 регионов нашей страны. Количество программ достигло семи. Они раскрывают все самые важные вопросы по ветеринарии, искусственному осеменению, воспроизводству, генетике, кормлению и конечно менеджменту на молочной ферме. Последний год мы активно проводим выездные курсы по всей стране уже для отдельных предприятий по их заказу. Действительно, кадры в нашей сфере, да и в любой другой, решают все, поэтому мы и дальше будем развивать это направление нашей работы и совершенствовать учебные программы.

Сейчас, смотря на всю нашу десятилетнюю работу, могу с гордостью сказать, что залогом нашего успеха является уникальное сочетание предлагаемых услуг, высокого качества продукта и неоспоримого профессионализма нашей команды.

Какова география вашего генетического бизнеса?

Сегодня мы работаем в России и Белоруссии. Продаем в 66 регионах из 89. Причем в этих регионах находится 95% всего поголовья скота страны, так что наше присутствие максимально охватывает рынок. Наши офисы открыты в Липецке, Екатеринбурге, Нижним Новгороде, Ижевске и Вологде.

Кроме того, у нас есть 10 партнеров - дистрибьюторов, которые занимаются продажей нашего семени в регионах по всей стране. Это независимые компании, с которыми мы сотрудничаем для расширения нашего присутствия на рынке.

В чем важность работы генетических компаний?

Путь от пайеты с семенем быка-производителя до молочного товара на полках наших магазинов очень долгий и сложный. Однако согласитесь, что намного приятнее чувствовать вкус настоящего молока вместо вкуса порошкового суррогата. Поэтому, я считаю, что наша работа – работа генетических компаний, экстра важна. Ведь чем лучше по всем показателям будет поголовье крупного рогатого скота в России, тем в большем количестве и в лучшем качестве будут наши молочные продукты. И сейчас у нас в стране есть все ресурсы, чтобы достичь этих целей.

Как компания внедряла мировой генетический опыт в России?

Однако нам понадобилось долгих 10 лет, чтобы в целом «переформатировать» взгляды и подходы наших клиентов к генетике и менеджменту на молочной ферме. Несмотря на то, что стоимость семени составляет примерно 2-3% от общих затрат хозяйства, мы постоянно встречались с ситуацией, когда клиенты хотели на этом сэкономить. Естественно, чем дороже семя, тем лучше генетические характеристики у быка и качественнее сам продукт. Поэтому последствия от решения покупать дешевое семя практически всегда плачевны для хозяйства. Ведь с момента рождения телёнка до момента, когда корова начинает приносить прибыль, проходит в среднем два с лишним года. Всё это время животное нужно кормить, содержать, а это расходы, которые должны окупить будущие надои. Но откуда взяться надоям, если сэкономили на генетическом материале?! Руководителям и собственникам молочных предприятий нужно постоянно думать об улучшении стада, чтобы не упустить значительную прибыль в будущем.

Таким образом все эти годы через семинары, консультации и обучение мы приобщали российских животноводов к передовым знаниям и лучшему мировому опыту. Через менеджеров раскрывали достижения современной генетики, обучали правильно подбирать быков к своим стадам и понимать международные индексы. Мы и сейчас постоянно ведем эту работу, ведь ничего не стоит на месте.

С гордостью могу сказать, что наша работа безусловно принесла большие плоды!  Многие наши партнеры, с которыми мы работаем более 5 лет, значительно увеличили генетический потенциал своих стад и их молочную продуктивность. Проведенные в ряде хозяйств геномные тесты животных показали, что созданные с нашей помощью в домашних условиях животные значительно превышают по своим генетическим показателям нетелей, завезенных из-за рубежа. Наша клиентская база постоянно расширяется, спрос на качественную генетику и соответственно на сопутствующие сервисы и услуги увеличивается, значит мы делаем все правильно!

Каким образом произошла ориентация компании на внутренний рынок?

После COVID-19 и геополитических вызовов, которые встали перед страной несколько лет назад, одним из ключевых аспектов нашей стратегии бизнеса помимо импорта стала локализация, а именно я принял решение открыть производство собственного семени в России.

Два года назад сильно ужесточилось законодательство, регламентирующее импорт семени КРС, и повысились требования к генетическим компаниям. В современных реалиях эти меры понятны и закономерны. Несмотря на то, что заменить импортное семя на данном этапе развития нашего молочного животноводства невозможно, но начать осуществлять этот процесс уже сейчас можно и нужно.

Все 10 лет мы активно участвовали в развитии и укреплении отечественной молочной отрасли, и сейчас хотим быть частью этого процесса. Поэтому решение адаптироваться под современные условия и начать свое производство еще 2 года назад было осмысленным и своевременным. Так в 2022 году мы завезли из США молодых быков, которые входили по своим генетическим характеристикам в ТОП 1% лучших быков мира и на данный момент у нас уже готовы к реализации более 300 000 доз российского семени. Также в 2023 году мы открыли вторую площадку с быками, рожденных уже в России, где в этом году также началось производство семени. Эта тема для нас еще новая, однако уже разработана стратегия на ближайшие 5 лет по дальнейшему развитию этого направления.

Как ваша компания решила вопрос с санкциями и проблемы с логистикой?

Последние несколько лет стали серьезным испытанием как для всего российского бизнеса, так и для нас в частности. Сначала пандемия, затем геополитические события. Однако мы справились с этими вызовами тогда и продолжаем активно работать сейчас.

В период пандемии замороженное семя быков не попало под ограничения, т.к. является стратегическим продуктом обеспечения пищевой безопасности страны. Животные на фермах должны непрерывно осеменяться и телиться. Так что в 2020 году мы продали свой первый миллион доз. В условиях отсутствия стабильности на рынке спрос, конечно, сильно вырос. Но у нас были все ресурсы, чтобы его удовлетворить. Даже отсутствие возможности организовывать массовые мероприятия нас не остановила, и за тот год мы провели более 80 онлайн обучающих и информационных семинаров.

Современная геополитическая ситуация и санкции, такие как отключение SWIFT, конечно, тоже сказались на нашей работе. Пришлось полностью перестроить всю логистическую схему поставки семени быков в нашу страну. Это потребовало определенного времени, но мы с решением этого вопроса также успешно справились и сейчас имеем возможность и дальше активно осуществлять работу по импорту генетического материала в страну.

Какова динамика продаж генетического материала в прошлые годы и какие планы на будущее?

Несмотря на все эти сложности, с момента основания компании мы продали более 6 миллионов доз семени. Наша доля в импорте на российском рынке генетического материла составляет более 30%. Годовой оборот более 1 млрд рублей. В предыдущие годы у нас был впечатляющий рост продаж: с 250 тысяч доз в 2016 году до 650 тысяч в 2019-м. Начиная с 2020 года мы не опускаемся в продажах ниже планки в 1 млн доз. В 2022 мы установили наш личный рекорд в 1,2 млн доз. Спасибо нашей команде за профессионализм и целеустремленность, а нашим партнерам за желание развивать и развиваться.

В 2024 году мы отпраздновали свой 10-летний юбилей. Оглядываясь назад, можно сказать, что мы отлично поработали, однако никогда нельзя останавливаться на достигнутом. В последние годы мы столкнулись с рядом серьезных вызовов. Современный рынок меняется на глазах, а вместе с ним и его потребности и возможности. Конечно, наша задача оставаться всегда в тренде, быть на острие современного животноводства и предоставлять нашим клиентом лучший продукт и самое передовые знания. Поэтому в настоящее время мы находимся в состоянии активной внутренней трансформации. Уже определены новые стратегии на ближайшие годы по активному развитию российского производства семени, совершенствованию службы сервиса и ее услуг, а также расширению линейки генетического продукта посредством дистрибьюторства с лучшими мировыми компаниями по производству семени быков.