интервью и комментарии

Внедрение MDM-системы на предприятиях молочной отрасли

Валерий Немцов
Менеджер продукта интеграции компании «Константа»
Валерий Немцов, менеджер продукта интеграции компании «Константа», рассказал о том, как грамотно провести процедуру внедрения MDM-системы на предприятии, кому она нужна, а также каким образом выстроить поэтапный план внедрения для совершения меньшего количества ошибок
01.06.2023

MDM системы и проекты по централизации НСИ – это не дань моде, а инструменты для качественного изменения работы сотрудников в IT ландшафте, когда компания созрела к этим изменениям. Иначе вы получите усложнение процессов работы с НСИ и не ощутите пользы от проекта. Поэтому, начиная проект, нужно сначала определить, каких результатов хотите достичь и правильный ли инструмент вы выбрали для этого.

ЧТО ВЫПОЛНЯЕТ РОЛЬ MDM СИСТЕМЫ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНИ ПРЕДПРИЯТИЯ?

Функция управления мастер данными так или иначе встречается в разных точках развития любого предприятия:


1. Моно предприятие:

  • Одно бизнес-направление
  • Одна производственная площадка
  • До 3 информационных систем
  • Поставки в 1-3 региона


Когда мы говорим о моно предприятии, здесь чаще всего роль системы для управления НСИ на себя берет ERP система, в которой решаются задачи клиентского сервиса, учета на производстве, бухгалтерского учета. Это удобно с точки зрения простоты организации управления НСИ в данном случае: реквизитный состав описан в одном месте, доступ выдаем определенной группе лиц на работу с НСИ, остальные лишь потребляют результат и при этом количество интеграционных потоков минимизировано!

2. Группа компаний, которая активно развивается в рамках 1-3 регионов

  • Несколько бизнес-направлений
  • Несколько производственных площадок
  • 3+ информационных систем
  • Поставки в 1-3 региона


Когда говорим о предприятии, которое активно развивается, но еще не является федеральным игроком на рынке: приобретает другие производственные площадки, открывает связанные юрлица, которые должны работать в едином информационном пространстве, усложняет IT ландшафт с целью улучшения инструментов автоматизации отдельных составляющих бизнеса: например ERP остается базой для ведения бухгалтерского учета, а клиентский сервис и управление производством выделяются в отдельные базы в рамках IT ландшафта. Здесь уже начинают формироваться предпосылки к перестройке процессов внутри компании, выделение отдельного инструментария для работы с НСИ. В зависимости от дальнейших планов развития здесь выбирают либо 1С:MDM, либо 1С:ERPУХ. О плюсах и минусах выбора систем для MDM мы поговорим в отдельном материале.

3. Холдинг

  • Несколько бизнес-направлений
  • Несколько производственных площадок
  • 10+ информационных систем
  • Широкая география поставок


Когда бизнес дорастает до масштабов холдинга и в явном виде присутствуют как задачи консолидации данных, так и задачи подключения новых бизнес-единиц к существующему IT ландшафту. Здесь чаще всего задача управления НСИ уже решена одним из вариантов со второй стадии и уже идет просто масштабирование существующих процессов.

КОГДА АКТУАЛЬНО ДЕЛАТЬ ПРОЕКТ ПО MDM?

  • Много баз в ИТ ландшафте (3+)
  • Много ошибок в НСИ
  • Потребность в консолидации данных для отчетности

НАРЕЗКА ЗАДАЧ ТИПОВОГО ПРОЕКТА MDM

Когда внутри компании есть все предпосылки к выделению функции управления мастер данными в отдельную систему – созревает необходимость в MDM системе и проекте по ее запуску. Для того, чтобы это сделать успешно, выделяется несколько групп задач, успешно решив которые можно будет получить качественный результат:


Концептуальные задачи
(выполняются ИТ директором и архитекторами):
1. Выбор решения для MDM системы
2. Выбрать среду для обмена данными

В рамках решения данных задач обычно формируются верхнеуровневые вводные к предстоящему проекту. Выбранные решения должны полностью удовлетворять концепции развития IT ландшафта предприятия и будут определять дальнейшие технико-экономические рамки проекта.


Задачи по границам работы с данными
(выполняются архитекторами и аналитиками):
1. Определить список доменов данных, которые подлежат централизации
2. Определить сегменты в рамках каждого домена данных и правила работы с ними
3. Спроектировать потоки данных в IT ландшафте с учетом появления MDM системы
4. Решить вопрос о границах нормализации данных в процессе запуска
5. Правильно выбрать «базисные» источники данных в рамках ландшафта для первоначального заполнения
6. Подготовить ограничительные меры для прямого изменения централизуемых данных в системах-подписчиках

Это «самое ядро» проекта, которое определяет внутрянку: какие данные будем централизовывать, а какие нет; как будем подключать новую систему в IT ландшафт так, чтобы снизить риски для подключения уже действующих информационных систем и обменов транзакционными данными между ними; какие данные возьмем на вход, как обработаем и как будем с ними работать в системах-получателях. Обычно эти задачи решаются в рамках формирования требований к MDM проекту и закладывают основы будущей системы, но даже если эти задачи проработать грамотно, этого будет недостаточно без следующей группы:


Организационно-технические задачи
(выполняются архитекторами, аналитиками и бизнес-заказчиком):
1. Выстроить процесс по работе с заявками по НСИ (и не только в рамках IT системы, но и организационный)
2. Выбрать план запуска (постепенное подключение получателей или единоразово «большим взрывом»)
3. Сформировать команду экспертов, которая далее будет заниматься ведением централизованных данных

Именно решение последней группы задач является важнейшим элементом по изменению процессов работы с НСИ в рамках всего IT ландшафта, обеспечивает дальнейший порядок функционирования системы и облегчает бизнесу принятие новых правил, если все решения найдены органично для вашей компании.

ЧТО ЖЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ НА ВЫХОДЕ?

С точки зрения ИТ на выходе мы получаем решение концептуальных вопросов в рамках ландшафта:
1. Централизованное хранение НСИ
2. Контроль за целостностью и согласованностью данных
3. Единство процессов работы с НСИ

С точки зрения бизнеса, мы получим:
1. Снижение стоимости получения качественной НСИ при подключении новой бизнес-единицы
2. Снижение ошибок в учетных системах, которые могут нести финансовый ущерб
3. Возможность легче получить консолидированную отчетность в единых терминах.

Источник: материалы компании "Константа"