Новости отрасли

Проект углеродного регулирования ЕК не окажет большого влияния на молочную отрасль РФ

20.07.2021

Европейская комиссия опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования (ТУР), который разрабатывался ею больше года​​​. В качестве цели регулирования декларируется предотвращение рисков "углеродных утечек". В частности, Еврокомиссия предложила постепенно к 2026 году ввести в ЕС сбор на импорт определенных товаров, производство которых потребовало высоких выбросов CO2. О том, как внедрение механизма скажется на российской молочной отрасли.

В связи с тем, что сельское хозяйство не входит в перечень отраслей, затрагиваемых механизмом ТУР, на текущем этапе не ожидается какого-либо существенного влияния на российскую молочную отрасль со стороны нового регулирования в Европейском союзе.

При этом, исходя из недавно принятого Федерального закона № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и проектируемых подзаконных актов к нему, некоторые предприятия молочной отрасли могут подпадать под обязательные требования в части подачи климатической отчетности. В сельском хозяйстве подсчет выбросов достаточно трудоемкий, поскольку сложно выявить все факторы и источники, нет конкретной «трубы», откуда шел бы поток парникового газа, либо условной «котельной», где заранее известен объем сожженного топлива.

Сейчас идет активное обсуждение деталей российского регулирования, в частности, того, как именно будут подсчитываться выбросы: если методологию упростить, это поможет производителям молока сократить издержки на подсчет выбросов и подачу отчетности. Однако такой подход может и навредить: если будут установлены целевые показатели по снижению выбросов (а такое право, исходя из ФЗ, у Правительства есть), то исполнять их в условиях упрощенной методологии будет сложно. К примеру, простая формула «литр молока на фиксированный коэффициент пересчета в СО2-эквивалент» не дает возможности продемонстрировать снижение углеродоемкости продукта с помощью изменения состава кормов, обращения с отходами животноводства, улучшения продуктивности за счет селекции и других рациональных мер. В целом же сельское хозяйство считается отраслью с относительно низким потенциалом снижения выбросов.

В Европейском союзе, помимо схемы торговли квотами, в которую сельское хозяйство не входит, есть и другие механизмы по снижению общего объема выбросов парниковых газов. Например, Единой сельскохозяйственной политикой ЕС предусмотрены специальные выплаты тем фермерам, которые выполняют прочие обязательные требования и берут на себя добровольные обязательства по выполнению климатических проектов.

В российском регулировании в настоящий момент возможность выполнения климатических проектов также предусмотрена, однако о потенциальных мерах господдержки таких проектов, в том числе в отрасли сельского хозяйства, информации нет.

В целом же в мире прямые требования по ограничению выбросов в сельском хозяйстве крайне редки: исключение составляет только Новая Зеландия – в стране порядка половины выбросов приходится на АПК, и с 2025 года отрасль включают в систему торговли углеродными единицами. В России доля выбросов от сельского хозяйства в общем объеме многократно ниже и не имеет тенденции к взрывному росту.

В итоге, ключевым вопросом на сегодняшний день является выбор взвешенного подхода к регулированию сельского хозяйства в климатической сфере с учетом примера Европейского союза и прочего зарубежного опыта.


Источник: Milknews