Аналитика

Повышение рентабельности компаний молочной промышленности России в качестве механизма устойчивого развития предприятий

Диденко Е.С.
В статье проанализированы научные подходы к определению сущности рентабельности, определено значение рентабельности в деятельности современных компаний. Дан краткий очерк состояния молочной промышленности России за последние годы, определены тенденции развития отрасли. Определена роль модернизации производства в качестве ключевого фактора повышения рентабельности предприятий молочной промышленности, механизма устойчивого развития предприятий. Проведен сравнительный экономический анализ показателей рентабельности у крупных предприятий отрасли производства молока и молочной продукции. Установлена взаимосвязь между ростом рентабельности и капительными затратами по автоматизации производства молочной продукции. Даны рекомендации по использованию различных мультипликаторов рентабельности.
02.04.2023

Понятие рентабельности имеет ключевое значение для акционеров и инвесторов, служит одним из важнейших индикаторов, которые часто можно увидеть в отчетах аналитиков и годовых отчетах компаний (как правило, данным показателям уделяется особое внимание).


Рентабельность характеризует эффективность работы компании в целом, поскольку представляет собой соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами


Рентабельность обладает популярностью не только на практике, но и в экономической доктрине. Существует множество научных подходов, характеризующих сущность данной категории, приведем некоторые из них. Показатели рентабельности призваны измерять доходность предприятия, они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли продукции. Рентабельность характеризует эффективность работы компании в целом, доходность различных направлений бизнеса, она более объективно (в отличие от прибыли) отражает результаты деятельности предприятия, поскольку представляет собой соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Рентабельность выступает «главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий» в сделках слияний / поглощений, поскольку именно рентабельность выступает основой для формирования денежных потоков, платежеспособности, коммерческой активности, оборачиваемости активов и фондоотдачи. Рентабельность активов в том числе характеризует профессиональную квалификацию менеджмента компании. Рентабельность есть связующее звено между прибылью и инвестированным капиталом, позволяющим определить наиболее доходные виды деятельности.


В основе рентабельности лежат активы, которые генерируют прибыль


Таким образом, рентабельность является важным индикатором доходности любого предприятия, отражающим эффективность управления капиталом. В основе рентабельности лежат активы, которые генерируют прибыль. Более эффективны те предприятия, которые могут генерировать большую прибыль из меньшего количества активов. Они и будут более рентабельными, и будут обладать большей инвестиционной привлекательностью.

В процессе работы использовались труды отечественных исследователей и практических деятелей в сфере финансового анализа рентабельности и стратегического анализа молочной промышленности, в частности таких авторов, как Н. И. Иванова, К. А. Тимофеева, Ю. А. Павлова, Г. Г. Гоник, Т. Е. Маринченко, Е. А. Сураева, а также обзоры рейтинговых и аналитических агентств (в частности Deloitte), государственная статистика (Росстат) и бухгалтерская отчетность предприятий.

Исследование базируется на использовании системного подхода к изучаемому объекту. В процессе рассмотрения и исследования рентабельности компаний молочной промышленности применялись общенаучные методы теоретического познания: методы статистического и логического анализа и синтеза, сравнения, дедукции и обобщения, технологии структурного и графического моделирования. Каждый из методов применялся адекватно его функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументированность и достоверность обобщений, выводов и положений, полученных в работе.

В рамках настоящего исследования проанализируем рентабельность предприятий отрасли молочной промышленности и определим, какие факторы могут способствовать повышению рентабельности.


На российском молочном рынке наблюдается стагнация производства и потребления молока


Следует отметить, что с 2016 года в России наблюдается стагнация в структуре производства и потребления молока и молочных продуктов. Так, с 2016 по 2018 потребление снижалось каждый год на 0,6–1,2 %, а рост производства в 2017–2018 не превышал 1,5 %, кроме того, в 2019 объем промышленного производства молока снизился на 1,6 %.


В 2021 году рост производства молока составил 0,5%


С началом пандемии COVID-19 уже по итогам 2020 года общее производство и личное потребление молока увеличилось на 2,7 %. Производство сливочного масла увеличилось на 10 %, производство творога и творожных продуктов – на 5 %. Однако уже в 2021 году рост производства молока оказался незначительным (0,5 %).

Несмотря на нестабильность структуры производства и потребления молока и молочной продукции в России, данная отрасль характеризуется незначительной консолидацией участников рынка – доли крупнейших участников не превышают 7 %, а доли обычных участников не превышают 2 %, что говорит о наличии реальной конкуренции среди производителей и создает необходимость выделения конкурентных преимуществ производимых товаров для продвижения на рынке.


Модернизация производства позволяет усовершенствовать производственный процесс и добиться повышения рентабельности


Относительно низкая инвестиционная привлекательность молочной отрасли в условиях девальвации национальной валюты с 2014 года и удорожание привлекаемых кредитных ресурсов привели к снижению объемов инвестиций в модернизацию производства молока, заморозке инвестиционных проектов, повышению себестоимости производства. Вместе с тем именно модернизация производства позволяет усовершенствовать производственный процесс и добиться повышения рентабельности. Так, показателен пример эффективной модернизации в акционерном обществе «Молочный комбинат ,,Пензенский”» (далее – АО «Молком») – корпорации, являющейся крупнейшим переработчиком молока в Пензенской области (занимает более трети рынка г. Пензы). После вступления АО «Молком» в группу компаний «Дамате» в 2012 г. в компании началась глобальная модернизация основных производственных участков. Процесс модернизации в АО «Молком» был рассчитан на два больших периода: с 2012 по 2018 и с 2018 по 2020. По итогам проведенной модернизации производственный процесс в АО «Молком» стал автоматизированным – основные участки отражены на рисунке 1.

рис1.jpg

Рис. 1. Автоматизация производственного процесса переработки молока и молочной продукции в АО «Молком»

Результаты модернизации на втором этапе позволили существенно повысить рентабельность активов и собственного капитала АО «Молком» (таблица).

Таблица – Повышение рентабельности АО «Молком» в 2016–2019 за счет проведенной модернизации производства

табл1.jpg

Примечание. Мультипликаторы рентабельности активов и капитала рассчитывались по методике А. Дамодарана как отношение годовой чистой прибыли в текущем году к соответствующим активам и капиталу на конец предыдущего года.

Благодаря проведенной модернизации АО «Молком» смогло повысить свою рентабельность до уровня, соответствующего среднеотраслевым значениям, рентабельность капитала выросла более чем в 3 раза.

Однако следует отметить, что нельзя оценивать доходность предприятия, основываясь лишь на показателях чистой прибыли (традиционно лежащих в основе расчета рентабельности):

  • во-первых, чистая прибыль является «бумажной» прибылью и может реально не учитывать доходности основных направлений бизнеса;

  • во-вторых, на значения чистой прибыли влияют чрезвычайные и разовые расходы и доходы, амортизация, процентные расходы, переоценка активов.

Таким образом, анализируя показатели рентабельности, необходимо проводить соответствующие корректировки чистой прибыли, а также учитывать иные индикаторы доходности активов, например:

  • валовую рентабельность активов / капитала;

  • оборачиваемость активов / капитала / дебиторской задолженности;

  • отношение операционного денежного потока к активам / капиталу;

  • отношение EBITDA к активам / капиталу.

Оценивая компании молочной отрасли по валовой рентабельности активов, можно увидеть существенное снижение доходности активов по отрасли с 2016 по 2019 (рисунок 2), связанное, скорее всего, с ростом цен на сырье, девальвацией национальной валюты.

Сохранение показателей валовой рентабельности активов АО «Молком» на прежних уровнях в отличие от конкурентов также свидетельствует об эффективности и важности модернизации производства как одного из ключевых факторов доходности активов предприятий молочной промышленности.

рис2.jpg

Рис. 2. Показатели валовой рентабельности активов компаний молочной промышленности в 2016 и 2019 гг. (в %)

Рентабельность является значимым индикатором доходности любого предприятия, отражающим эффективность деятельности субъектов управления по использованию капитала. Инвесторы и акционеры уделяют особое внимание рентабельности, которая фактически отражает целесообразность их инвестиций, в отличие от безрисковых инструментов. В основе рентабельности лежат активы, которые генерируют прибыль. Одним из способов повышения рентабельности предприятий молочной промышленности является модернизация производства, благодаря которой автоматизируется производственный процесс, сокращаются издержки, улучшается качество создаваемой продукции, что в конечном итоге повышает рентабельность производителей.

Источник: Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – №. 3. – С. 73-78.