Автоматизация

Внедрение маркировки на молочном предприятии. Практические вопросы

_
Один из главных вызовов 2021 года для молочных предприятий – это маркировка. С 1 июня 2021 года она станет обязательной для сыров и мороженого, с 1 сентября 2021 года - для продукции со сроком годности более 40 дней, с 1 декабря 2021 года - для продукции со сроком годности 40 дней и меньше. Специально для портала MilkLife.ru компания «КомЛайн» ответила на актуальные вопросы, касающиеся маркировки. С 2020 года компания «КомЛайн» принимает активное участие в реализации пилотных проектов по маркировке молочной продукции совместно с ЦРПТ. Компания является разработчиком решения «КомЛайн: Цифровая маркировка», включенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
23.03.2021

Что выбрать: отдельное решение для маркировки молочной продукции или встроенный функционал учетной системы?

Плюсами отдельного решения могут быть производительность и непрерывность работы. Что это значит?

Если в учетной системе хранить данные по кодам маркировки, то объем базы, особенно на крупных предприятиях, значительно увеличится. Процессы и обработка документов будут занимать больше времени, производительность системы снизится. 

Работа в отдельном решении для маркировки никак не скажется на производительности системы учета предприятия, причем вне зависимости от количества маркируемой продукции. Так, например, решение «КомЛайн:Цифровая маркировка» позволяет учитывать 300 тысяч единиц продукции в час и оперировать ими за счет структуры хранения данных и алгоритмов, заложенных в системе. 


Работа в отдельном решении для маркировки никак не скажется на производительности системы учета предприятия, причем вне зависимости от количества маркируемой продукции.


Для молокоперерабатывающих предприятий крайне важна непрерывность производства, недопустима задержка отгрузки. Они работают в режиме 24/7, и любая остановка системы учета может оказаться критической.  

Если работа по маркировке производится в учетной системе, то процесс может остановиться во время обновления учетной системы или внесения в нее изменений. При работе в отдельной программе, которая реализована в обособленной базе данных, такая проблема не возникнет.  


При выборе отдельного решения для маркировки необходимо также учитывать его совместимость с учетной системой предприятия.


При выборе отдельного решения для маркировки необходимо также учитывать его совместимость с учетной системой предприятия. «КомЛайн:Цифровая маркировка» в рамках проекта интегрируется с любой учетной системой. 

 

Какой способ печати DataMatrix кодов выбрать для разных видов упаковок молочной продукции?

Выбор способа печати и нанесения кодов маркировки зависит от индивидуальных технических и конструктивных особенностей линий, а также экономической целесообразности.

Исходя из нашего опыта, мы рекомендуем следующие способы нанесения кода на упаковки продукта: 

  • Термотрансферная печать – для кашированной фольги, пакетов для молока, кефира (так называемых фин-паков), флоупаков и лотков. 

  • Термоструйная печать – для пластиковых стаканов для сметаны и картонной упаковки для мягких сыров. 

  • Этикетирование – для транспортных упаковок и ТБА (Tetra Brik Aseptic).

 

Что такое отчет об агрегации? Какие данные и где сохраняются? 

Отчет об агрегации – это документ в системе «Честный ЗНАК», в котором отражается содержимое транспортных упаковок, агрегатов, которые получены на этапе производства. Соответственно, в «Честный ЗНАК» передается информация о том, в какой коробке какой код маркировки содержится, и какая коробка – в какой палете. При этом в электронных УПД при отгрузках достаточно отражать лишь коды транспортных упаковок, если отгрузки идут кратно транспортным упаковкам. По кодам транспортных упаковок принимающая сторона определит их содержимое.


В «Честный ЗНАК» передается информация о том, в какой коробке какой код маркировки содержится, и какая коробка – в какой палете.


Если отчет об агрегации отправлен, а на этапе хранения на складе произошла переупаковка маркированной продукции, то есть содержимое транспортной упаковки изменилось, то в этом случае необходимо подать отчет в «Честный ЗНАК» о трансформации транспортной упаковки.

В решении «КомЛайн:Цифровая маркировка» для ускорения и облегчения процесса работы с маркированной продукцией отчет об агрегации формируется после окончания комплектации заказа, непосредственно перед отгрузкой, когда все транспортные упаковки сформированы. В этом случае создавать отчет о трансформации упаковок не понадобится.


Внедрение системы маркировки предполагает реализацию как технических решений, так и программных. Причем чаще всего софтом и оборудованием занимаются разные компании. Как выстроить процесс и наладить взаимодействие между интеграторами, чтобы внедрение прошло успешно, без спорных ситуаций, когда стороны списывают ошибки друг на друга? 

На сегодняшний день многие интеграторы по аппаратной части разработали свое программное обеспечение для маркировки. Если это ПО закрывает весь цикл маркировки, то внедрение можно доверить одной компании. Но в большинстве случаев функционал такого решения ограничен. 

Интеграторы по аппаратной части в первую очередь закрывают вопрос, связанный с производством. Иногда, очень редко они закрывают вопросы по отгрузке, но не затрагивают вопрос, связанный с тем, что происходит с маркированным товаром после выпуска, то есть на складе.  

Не у всех предприятий бизнес-процессы производства таковы, что товар продается сразу же после выпуска. Иногда он какое-то время хранится на складе. В этом случае решения интеграторов по софтовой части обладают преимуществом: у них обычно более широкий функционал работы с терминалами сбора данных, более развитый функционал отгрузки и комплектации заказа. 


Если предприятие хочет получить расширенный функционал по работе с маркированной продукцией, то имеет смысл установить как ПО интегратора по аппаратной части, так и ПО интегратора по софтовой части. 


В решении «КомЛайн:Цифровая маркировка», например, кроме позаказной сборки маркированной продукции на складе, предусмотрена возможность помаршрутной (консолидированной) сборки. В случае помаршрутной сборки маркированный товар в необходимом количестве загружается в машину, а привязка кодов маркировки к заказам клиентов происходит во время отгрузки продукции в конкретной точке. Для этого водитель-экспедитор заходит в мобильное приложение на ТСД, выбирает заказ, по которому он приехал, и сканирует коды транспортных упаковок, коды маркировки, извлекая продукцию из машины. Это дешевле и удобнее, чем доставлять маркированную молочную продукцию клиентам в обособленном виде – в отдельном контейнере или на отдельной палете. 

Если предприятие хочет получить расширенный функционал по работе с маркированной продукцией, то имеет смысл установить как ПО интегратора по аппаратной части, так и ПО интегратора по софтовой части.

В этом варианте обмен данными между программами осуществляется на уровне L3-L3 (по API) с разделением зон ответственности. К примеру, все этапы маркировки от заказа кодов до передачи продукции на склад принимает на себя интегратор по аппаратной части, отправляя в конце данные интегратору по софтовой части. Тот, в свою очередь, берет на себя все, что происходит с момента передачи товара на склад, до отгрузки непосредственно клиенту. При этом очень важно соблюдать установленные зоны ответственности. Это позволит избежать возникновения спорных ситуаций. 

Все вышеописанное касается случаев, когда агрегация до уровня коробов и палет происходит автоматически. Если же агрегация производится вручную, то функционал ПО интеграторов по софтовой части может закрыть все этапы маркировки: от заказа кодов до отгрузки товара клиенту.


Сказывается ли маркировка на производительности линий? Если да, то как минимизировать ее влияние?

На производительности линий маркировка сказывается, потому что добавляются новые процессы. Первый процесс – это нанесение Data Matrix кодов. Второй – агрегация.

При типографском способе нанесения кодов производительность линии, очевидно, не меняется, но допустим, что предприятие решает выполнять данную процедуру самостоятельно. Неважно, будет ли это аппликация, нанесение принтером или лазером. В любом случае процесс нанесения должен быть встроен в линию. Для этого необходимо перестроить, точнее подстроить процесс производства.

Если предприятие устанавливает, например, принтер-аппликатор, который будет печатать коды маркировки по датчику и наносить их, то производительность линии привязывается к производительности данного принтера-аппликатора. Предположим, скорость принтера – 2000 этикеток в час, а скорость автомата 3000 единиц в час. Для работы системы необходимо либо понизить скорость автомата, либо повысить скорость печати. Скорость принтера мы не увеличим, но можем поставить два принтера-аппликатора, разделить линию конвейера на два потока и с обоих наносить коды маркировки.  В этом случае производительность не пострадает.


Маркировка, как правило, оказывает влияние на производительность линий, но существуют возможности это влияние уменьшить и даже свести к нулю.


Процесс агрегации также сказывается на производительности.

В случае с ручной линией все зависит от человека: будет ли он успевать подносить коды маркировки к сканеру, сканировать и укладывать продукцию. 

Если производительность линии низкая, то она, вероятно, не изменится – человек с помощью обычного ручного сканера будет успевать выполнять агрегацию. Другое дело – когда она высокая. Для того чтобы уложиться в отведенное время, можно понизить скорость линии, но это приведет к снижению производительности. Альтернативный вариант – привлечь дополнительных сотрудников либо установить другое оборудование: промышленный сканер или камеру машинного зрения.

Процесс агрегации на автоматизированных линиях зависит от самой линии. Возможны разные варианты.

Предположим, продукция проходит через термотоннель. Если коды маркировки считываются до термоусадки, а код упаковки (КИТУ) наклеивается после термотоннеля, то производительность, возможно, не снизится. Сложность может возникнуть, когда идет автоматическая послойная укладка продукции: нужно, чтобы камера машинного зрения успевала считывать коды слоя. В этом случае необходимо либо подобрать камеру с требуемой скоростью, либо немного замедлить работу автоматической линии.

Подытоживая, можно сказать, что маркировка, как правило, оказывает влияние на производительность линий, но существуют возможности это влияние уменьшить и даже свести к нулю. Все зависит от готовности предприятия нести затраты на более дорогостоящее оборудование либо привлекать дополнительный персонал.


Как осуществляется маркировка твердых сыров с нефиксированным весом?

На одном из предприятий наших партнеров имеются ручная линия, на которой фасуется сыр твердый, и АСУ ТП, интегрированная с весами. После того как кусок сыра взвешивается, осуществляется печать этикетки с его весом и необходимой информацией из АСУ ТП. Далее из решения «КомЛайн:Цифровая маркировка» печатается код маркировки, затем он сканируется для привязки к нему веса продукта. Это потребуется на этапе отгрузки, для того чтобы отразить вес отгружаемой маркированной продукции путем сканирования кодов маркировки или кодов транспортных упаковок.


Сейчас информацию о поступлении сырья, выработке, перемещении, продаже продуктов предприятия отправляют в ФГИС «Меркурий». После запуска маркировки молочной продукции в «Меркурии» останется только выработка продуктов, или придется отражать перемещение и продажу продуктов параллельно с ГИС МТ?

На текущий момент планов что-то менять в ФГИС «Меркурий» нет. В ней будут отражаться и производственные ветеринарные сертификаты, и исходящие транспортные сертификаты, а в ГИС МТ – прослеживаться каждая единица продукции.


Работа маркировки с электронным УПД обязательна?

Изначально предполагалось, что передача сведений по отгружаемым кодам маркировки в ГИС МТ будет осуществляться по API. Но в скором времени целевым методом планируется принять вариант передачи сведений по отгружаемым кодам маркировки в электронном УПД.

Кроме того, контрагенты и многие сети требуют работать именно по УПД.

В настоящее время в решении «КомЛайн:Цифровая маркировка» можно использовать оба варианта отражения реализованной продукции: по API, и в УПД, используя интеграционное решение, предоставляемое оператором ЭДО. 


Видеозапись вебинара «Разбор кейса: внедрение маркировки на молочном предприятии» вы можете посмотреть по ссылке


Решения для обязательной маркировки молочной продукции на MilkLife.ru


Компании, предлагающие решения для маркировки молочной продукции, в интернет-каталоге на MilkLife.ru: «Видеоджет технолоджис»VEKAS, «КомЛайн»«Индустрия маркировки»