Экономика

Стратегические направления развития экономической безопасности в области продовольствия

Ожиганов А.Д.
главный бухгалтер ЗАО «Сернурский сырзавод», соискатель кафедры бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжского государственного технологического университета. Россия, г. Йошкар-Ола
В статье рассматриваются организационно-правовое обеспечение продовольственной безопасности, показатели оценки состояния и риски продовольственной безопасности применительно к перерабатывающему предприятию молочной отрасли.
02.11.2018

Проводимые в конце прошлого столетия всемирные конференции по вопросам питания неоднократно констатировали, что в целом ряде развивающихся стран хронически голодают 800-900 млн человек, в то же время более половины производимых в мире продуктов питания потребляют наиболее развитые страны, численность населения которых не превышает пятой части населения Земли. Данные тезисы подчеркивают значимость решения продовольственной проблемы, правильного расходования производимых в мире продуктов питания, пресной воды и эффективного использования земельных и водных ресурсов, на основе которых производится и обеспечивается широкий ассортимент растительного и биологического сырья для производства продуктов питания. Актуальность данного направления исследования является значимой для Российской Федерации, рассматривается как значимое условие для обеспечения ее национальной безопасности.

Организационно-правовое содержание обеспечения продовольственной безопасности

Проблема национальной продовольственной безопасности и ее экономическое обоснование является комплексной и сложной в решении, особенно в условиях жесточайших экономических санкций и политики импортозамещения в нашей стране. Решению этой проблемы способствуют стратегически значимые документы: Федеральный закон от 28.12.2010. №390-ФЗ (ред. от 05.10.2015.) «О безопасности», Указ Президента РФ от 13.05.2017. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Указ Президента РФ от 30.01.2010. №120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".

Национальная продовольственная безопасность как направление исследования, содержащее экономическое решение, рассматривается чаще всего во взаимосвязи с проблемами продовольственной независимости, самообеспечением продовольствием населения, потребительской корзиной и экономической безопасностью государства, общества и личности. Отмечая относительную молодость данного научного направления, можно отметить ее глубокие исторические корни, связанные с развитием общества, ростом населения и ростом производства продовольствия, рассматриваемые еще Т. Мальтусом в 1798 году в его «Эссе о принципе народонаселения». В современном научном сообществе критериями обеспечения продовольственной безопасности населения страны определены Продовольственной доктриной, в которой продовольственная безопасность Российской Федерации рассматривается как одно из главных направлений «обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, факторов сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения» [3, п. 2]. Данное определение подчеркивает содержание продовольственной безопасности как состояния защищенной экономики от угроз и вызовов, нарушающих продовольственную независимость страны и доступность продовольствия для всего населения.

Продовольственная независимость рассматривается Доктриной как «устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных значений его удельного веса товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов» [3, п. 5]. Критерием продовольственной безопасности в этом случае будет являться количественное или качественное пороговое значение признака, выделенного для оценки степени для обеспечения продовольственной безопасности. Система индикаторов, показателей продовольственной безопасности, задекларированная в Доктрине, включает три группы показателей, перечисленных в таблице 1.


  

Критериями оценки состояния продовольственной безопасности являются также удельный вес отечественного продовольствия и производимых продуктов питания в общем объеме товарных ресурсов товарного рынка. Критерии установлены в виде пороговых значений для следующих групп продовольственных товаров:

·         зерна - не менее 95 процентов;

·         сахара - не менее 80 процентов;

·         растительного масла - не менее 80 процентов;

·         мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 процентов;

·         молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов;

·         рыбной продукции - не менее 80 процентов;

·         картофеля - не менее 95 процентов;

·         соли пищевой - не менее 85 процентов.

Импортозамещение как одно из главных направлений развития аграрного сектора страны, анализируется учеными и специалистами, как правило, на основании продуктового подхода, согласно которому все продовольственные товары разделены на четыре группы:

1 группа – зерно, сахар, растительное масло, картофель, частично продукция яичного производства.

2 группа – мясо птицы и свиней, основные виды овощей открытого грунта.

3 группа – овощи закрытого грунта, плоды, молоко и молочная продукция, мясо крупного рогатого скота.

4 группа – отдельные виды продовольствия, не производимые в нашей стране, например, цитрусовые, кофе и др.

Следует заметить, что для первой группы продовольственных товаров в Российской Федерации имеется достаточно устойчивая база, позволяющая обеспечить производство данных продуктов в параметрах, установленных Доктриной продовольственной безопасности. Что касается второй группы, то для увеличения данных видов продовольственных товаров необходимо импортозамещение и достижение на его основе достаточного уровня продовольственной независимости в текущей и среднесрочной перспективе. Для третьей группы продовольственных товаров, как отмечают специалисты, возможность повышения эффективности производства и объема импортозамещения рассматривается в более отдаленной перспективе [4, с. 193].

Экономические риски в производстве продукции из молока

Для развития импортозамещения как основного фактора противодействия угрозе продовольственной безопасности необходимо создание нужных экономических условий, обусловленных решаемыми задачами в рамках Евразийского экономического союза, Всемирной торговой организации и другими международными организациями, на основе которых в условиях новой экономической реальности Российская Федерация выстраивает и корректирует собственную экономическую поли-тику с учетом сложившихся экономических рисков для отечественных аграриев и производителей продуктов питания.

Что касается рисков продовольственной безопасности, но среди них следует выделить не только макроэкономические риски, обусловленные низкой инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью отечественной продукции, ее зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, но и:

·         технологические риски, связанные с отставанием отечественной производственной базы, существующими различиями в требованиях, предъявляемых развитыми странами к безопасности пищевых продуктов, организации системы контроля;

·         агроэкологические риски, обусловленные климатическими изменениями, последствиями природных, техногенных, чрезвычайных ситуаций;

·         внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и уровнем государственной поддержки, оказываемой зарубежными странами [3, п.9].

Безусловно, перечисленные группы рисков следует рассматривать как основные, влияющие на проявление угроз экономической и продовольственной безопасности на всех уровнях управления государством. Однако каждое предприятие, деятельность которого осуществляется в сфере производства и логистики продовольственных товаров подвергается специфическим рискам, связанным с деятельностью, не учитывать которые нельзя. Рассмотрим данные риски на примере перерабатывающего производства ЗАО «Сернурский сырзавод» Республики Марий Эл.

ЗАО «Сернурский сырзавод» находится в северной части Республики Марий Эл, в 900 км от г. Москвы, является одним из ведущих переработчиков молока в регионе, известен тем, что занимается производством сыров и молочной продукции из козьего молока, получаемого с расположенных в регионе козьих ферм «Лукоз». Кроме козьих сыров завод выпускает сыры из коровьего и овечьего молока, а также термостатную молочную продукцию

– кефир, ряженку, биойогурт, сметану, которая известна не только среди потребителей республики, но и далеко за ее пределами. Предприятие постоянно работает над укреплением позиций на российском рынке, ежегодно принимает участие в престижных российских и международных выставках.

Основными факторами риска для ЗАО «Сернурский сырзавод» являются отраслевые риски, среди которых следует выделить две группы:

1 - риски, связанные с рынками материально-технического снабжения.

2 - риски молочной отрасли.

Для предприятия наиболее существенным риском являются возможные резкие колебания цен на молоко-сырье, закупаемое у фермерских хозяйств, на возникновение которых влияют:

·         во-первых, требований к сырью в связи с тем, что для производства молочных продуктов с живыми биобактериями предъявляются особые требования к жирности молока, наличию в молоке белка, белковых соединений, антибиотиков;

·         во-вторых, рост требований к техническому оснащению. Большинство молочных продуктов являются скоропортящимися или требуют особых условий хранения, поэтому необходимо специальное оборудование. Так, для созревания сыров необходимы специальные условия по температуре, влажности, вентиляции, а для доставки в отдаленные точки реализации необходимо специальное торговое оборудование для того, чтобы соблюдать требования хранения;

·         в-третьих, конкурентная борьба между производителями за платежеспособных покупателей, особенно в крупных городах, приводит к необходимости постоянной инновации ассортимента, технологий и качества продукции.

Кроме того, на результаты деятельности предприятия влияют цены на электроэнергию, газ, водоотведение.

Среди рисков молочной отрасли самым существенным видится внешний риск, связанный со структурой реализации готовой цельномолочной и кисломолочной продукции. Основные виды молочной продукции имеют длительный жизненный цикл и, как правило, широко не рекламируются. Прибыль от реализации «базового» ассортимента остается невысокой. Основные маркетинговые усилия предприятия по продвижению на рынке направлены на новые для российского рынка продукты: йогурты, творожки, элитные сыры (по программе импортозамещения). Основными производителями-конкурентами являются в основном иностранные компании и лидеры рынка. Еще одной группой, активно продвигаемой на рынке, стали функциональные молочные продукты: пробиотики и пребиотики.

Наличие выше охарактеризованных рисков, а также характер работ, осуществляемых с целью противодействия им, является основой для формирования безопасной и конкурентоспособной продуктовой политики предприятия на стратегическую перспективу. Некорректное формирование продуктовой политики для предприятия не позволит в полной мере продолжать рост и инвестирование в развитие производства, маркетинга и каналов сбыта продукции.

Примеры рисков в сфере производства молочной продукции могут быть расширены на основе отраслевой специфики деятельности других предприятий, позиционирующих себя в этой области деятельности.

Заключение

Следует отметить, что продовольственная сфера и обеспечение продовольственной безопасности настолько широка, что выработать к ней единой универсальной стратегии обеспечения экономической безопасности достаточно сложно. Поэтому в каждом конкретном случае, для каждого конкретного предприятия, комплекса, отрасли должны разрабатываться локальные системы экономической безопасности, основанные на алгоритме действий по ее обеспечению, включающем управление рисками и деятельность по предотвращению глобальных угроз как экономической, так и продовольственной безопасности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности".

2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".

3. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".

4. Экономическая безопасность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. С.С. Манляна, Н.Д. Эриашвили. – 3-е изд., переб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 503 с.

Источник: журнал "Инновационное развитие экономики". 2018. № 1 (43).