Экономика

Оценка экспортного потенциала молочной продукции Омской области

О.П. Зайцева, О.А. Козлова
Статья посвящена проблеме оценки экспортного потенциала как инструмента обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации.
03.08.2018

Подход к решению проблем АПК предполагает использование мер, направленных на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках и обеспечение импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Главной целью государства относительно АПК, на сегодняшний день, является формирование конкурентоспособной отрасли. Ситуация на рынке молока показывает, что большинство стран не могут удовлетворить потребность своего населения в пище, а за счет импорта высококачественного российского молока эта проблема будет успешно решена. В целом анализ динамики производства и реализации сельскохозяйственной продукции Омской области свидетельствует о наличии значительных возможностей для осуществления политики импортозамещения по основным видам сырья и продукции АПК. Молочное животноводство Омской области наиболее остро нуждается в совершенствовании мер поддержки, особенно в рамках реализации стратегии импортозамещения, где одним из основных моментов является формирование экспортного потенциала. Развитие экспорта продукции сельского хозяйства – это прежде всего поиск новых рынков сбыта. Чтобы понять, выгодно ли производителю выходить на внешний рынок того или иного продукта, необходимо оценить экспортный потенциал применительно к данной отрасли и сделать соответствующие выводы. С целью оценки сравнительных преимуществ молока, как товара в регионе и возможности развития его экспорта, предложено применить методологию измерения стоимости ресурсов на внутреннем рынке (Domestic Resource Cost – DRC), скорректированную на региональный уровень. На основе расчетов сделан вывод о том, что производство молока как товара, производимого на экспорт в данном предприятии, обладает сравнительными преимуществами в регионе. Подобные вычисления могут применяться в части обоснования предоставления государственной поддержки с целью реализации стратегии политики импортозамещения.

На сегодняшний день подход к решению проблем АПК предполагает использование мер направленных на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках с учетом вступления Российской Федерации в ВТО и обеспечения импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Проводимые государством мероприятия в отношении развития АПК базируются на положениях Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности АПК. К приоритетам относятся:

- в сфере производства – скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества региона, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

- в экономической сфере – повышение доходов сельхозтоваропроизводителей;

- в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности региона, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

- в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

- в научной и кадровой сферах – обеспечение формирования инновационного АПК.

К основным рискам, связанным с решением проблем, относятся:

- изменение федерального и областного законодательства;

- ухудшение экономической ситуации;

- недостаточное ресурсное обеспечение Программы;

- изменение стоимости сырья и материалов;

- инфляция.

В целом, импортозамещение – это снижение или прекращение импорта определенного товара посредством развития национального (внутреннего) производства того же или аналогичных товаров.

Одним из ключевых моментов государственной политики в области АПК является доведение производимой отечественной продукции до состояния мировой конкурентоспособности по качеству и ценам реализации, предварительно проверив ее на внутреннем рынке, а также на предмет обеспеченности сырьем, запасными частями и т.д. [5, с.73]. С учетом складывающей ситуации, важно выбрать наиболее оптимальное сочетание политики импортозамещения и экспортной ориентации. К задачам по развитию экспорта продукции сельского хозяйства можно отнести поиск новых рынков сбыта.

Текущий курс национальной валюты делает особенно привлекательными экспортные поставки молока и молочной продукции. Однако немногие поставщики используют эту возможность. По данным Федеральной Таможенной службы, общий объем экспорта молока и молочных продуктов из РФ в 2016 году стал на 10% выше в сравнении с 2015 годом и составил 736 тыс. т на сумму 264 млн. долл., при этом стоимость экспорта увеличилась только на 4,8%, что свидетельствует о снижении средних экспортных цен на молочную продукцию (рис. 1).

  

Росту привлекательности и доступности экспортных рынков способствует активность правительства РФ по обеспечению доступа продукции российского АПК на рынки зарубежных стран, в частности на рынок Китая. Омская область в рейтинге экспортеров за 2016 год заняла пятое место с объемом 11,5 млн. долл.

Главными ограничениями для развития является недооценка потенциала экспортных рынков со стороны российских производителей. В целом выход на экспортные рынки выглядит весьма заманчиво. Например, в приграничных областях Китая цена пакета молока из РФ составляет около 10 юаней (порядка 150 рублей). Экспорт молока и молочных продуктов в соседние регионы РФ также имеет значительный потенциал. Цены на молоко и отдельные молочные продукты в Омской области на текущий момент существенно ниже, чем в соседних регионах. (рис 2).

Одним из наиболее импортозависимых в Омской области является молочное производство, а динамика производства молока указывает на то, что существующая программа государственной поддержки не способствует его росту и увеличению поголовья КРС.

В 2017–2019 годах прогнозируется постепенное восстановление положительной динамики основных показателей социально-экономического развития Омской области, обусловленное стабилизацией макроэкономической ситуации, замедлением роста цен, повышением доступности кредитных ресурсов, увеличением объемов инвестиций в основной капитал. Ежегодные темпы прироста ВРП в 2017–2019 годах в среднем составят 0,3–2,3 процента по первому и второмувариантам прогноза соответственно. К концу прогнозируемого периода объем ВРП достигнет 739–767,9 млрд. рублей. Динамика ВРП будет определяться темпами роста в ключевых отраслях экономики Омской области, инвестиционной и потребительской активностью.

Для того чтобы понять, выгодно ли производителю выходить на внешний рынок того или иного продукта, необходимо оценить экспортный потенциал применительно к данной отрасли и сделать соответствующие выводы [3, с. 25]. В связи с этим, для оценки сравнительных преимуществ молока, как товара в регионе и возможности развития его экспорта, предлагается применить методологию измерения стоимости ресурсов на внутреннем рынке (Domestic Resource Cost – DRC), скорректированную нами на региональный уровень.

Предпочтение отдается именно этому методу в связи с тем, что он наряду со сложностью вычислений имеет ряд преимуществ перед другими методами, т.к. DRC учитывает множество необходимых факторов. Существует еще один количественный метод оценки сравнительных преимуществ, которым пользуются на практике – это чистый экономический выигрыш продукта NEB (net economic benefit), определяется как мировая цена продукта – сумма импортируемых ресурсов в мировых ценах – сумма внутренних факторов производства и неимпортируемых ресурсов в терминах теневых цен. При положительных значениях NEB внутренне производство предпочтительнее, при отрицательных – импорт выгоднее. Однако, на наш взгляд, именно метод DRC является самым подходящим инструментом для изучения и исследования сравнительных преимуществ молочного рынка, этот метод весьма детально описывает процедуру нахождения и выявления сравнительных преимуществ.

В зарубежной теории существует несколько подходов к оценке сравнительных преимуществ. Одним из таких подходов является теория DRC-анализа, которая была разработана независимо Крюгером (1966) в США и Бруно (1967) в Израиле. В 1970 х и начале 1980 х годов метод был успешно применен исследователями Пищевого Исследовательского Института Стэндфордского университета в серии эмпирических исследований, направленных на выявление сравнительных преимуществ в сельскохозяйственной отрасли [4, с.50].

Для определения сравнительного преимущества используем метод измерения стоимости ресурсов на внутреннем рынке, описанный в работах Монке и Пирсона (1989). DRC определяется как величина альтернативной стоимости внутренних факторов производства на единицу прибавочного продукта, выраженная в мировых ценах. Общественная стоимость, таким образом, соответствует выгоде, полученной от снижения импорта или увеличения экспорта при расширении внутреннего производства. Она определяет эффективность производства с использованием внутренних ресурсов так, чтобы выиграть единицу международного обмена. Факторы производства, предлагаемые на международном рынке, оцениваются в мировых ценах, а ресурсы внутреннего рынка — по стоимости их альтернативного использования [7, с.240].

DRC определяется как величина альтернативной стоимости внутренних факторов производства на единицу прибавочного продукта. Общественная стоимость, таким образом, соответствует выгоде, полученной от снижения импорта или увеличения экспорта при расширении внутреннего производства. Она определяет эффективность производства с использованием внутренних ресурсов. DRC рассчитывается с применением следующей формулы: 

где: Wp — общественные издержки (стоимость упущенных возможностей) привлечения внутренних ресурсов или неторгуемых материалов для производства;

Fp — коэффициенты внутренних ресурсов или неторгуемых промежуточных материалов (полуфабрикатов) для производства;

Pc — граничная цена для товарной выпускаемой продукции;

Fc — количество произведенной товарной продукции;

Pi — граничная цена для торгуемых ресурсов для производства продукции;

Ti — коэффициенты торгуемых ресурсов для производства продукции.

Расчет DRC производится согласно этапам:

− выбор вида деятельности;

− составление бюджета;

− классификация ресурсов для производства и выпускаемой продукции;

− расчет общественных издержек;

− проведение анализа на чувствительность.

Результаты анализа DRC позволяют определить, имеет ли производство определенного вида товара сравнительные преимущества для того или иного субъекта, т.е. определяет эффективность использования внутренних ресурсов субъекта с тем, чтобы сэкономить (или заработать) денежную единицу другого по сравнению с использованием других ресурсов для производства. Таблица 1 представляет возможные варианты толкования различных значений DRC.

Таким образом, именно метод DRC является самым подходящим инструментом для изучения и исследования сравнительных преимуществ молочного рынка, этот метод весьма детально описывает процедуру нахождения и выявления сравнительных преимуществ и будет использоваться с нами в дельнейшем исследовании.

Объектом данного исследования будет являться молоко, используемое в продовольственных целях, так как сложившаяся на сегодняшний день ситуация на мировом рынке молока показывает, что большинство развитых и развивающихся стран не могут удовлетворить потребность своего населения в пище. А за счет импорта высококачественного российского молока эта проблема будет успешно решена [1, с. 47].

Проведем расчет DRS — анализа производимого молока в Омской области [2; 6]. 

Как видно из таблицы, с 2012 – по 2016 гг. затраты на производство молока возросли, однако, и реализация, и соответственно прибыль тоже имеет тенденцию к увеличению. Это свидетельствует о том, что в регионе достаточно эффективно используется сырье и материалы.

Среднее значение Wp в исследуемый период рассчитывается как среднее арифметическое значений Wp за каждый год и составляет 1,59 тыс. руб.

Среднее значение Wp в исследуемый период рассчитывается как среднее арифметическое значений Wp за каждый год и составляет 1,44 тыс. руб.


Среднее значение Wp в исследуемый период рассчитывается как среднее арифметическое значений Wp за каждый год и составляет 2,76 тыс. руб.

Средние затраты на оплату труда работника в исследуемом периоде = (1,42+1,46+1,65+1,79+1,66)/5 = 1,59 тыс. руб.

Средние затраты на оборудование в исследуемом периоде = (1,16+1,20+1,51+1,59+1,73)/5= 1,44 тыс. руб.

Средние затраты на корма в исследуемом периоде = (2,67+2,38+2,70+2,96+3,07)/5 = 2,76 тыс. руб.

Средний итог = (5,25+5,04+5,86+6,34+6,46)/5 = 5,79 тыс. руб.

Fp оплаты труда =1,59/5,79 =0,27;

Fp оборудования = 1,44/5,79 =0,25;

Fp оплаты корма = 2,76/5,79 = 0,48. 

Средняя (граничная) цена одной тонны кормов = (1,94+2,0+2,11+2,27+2,44)/5 = 2,15 тыс. руб. Коэффициент Ti= 1, так как корма собственного производства являются единственным неторговым ресурсом в данном случае.

На основании вычисленных показателей, можно посчитать DRC: DRC = (1,59*0,27+1,44*0,25+2,76*0,48)/(18,3*739900) – (2,15*1) = 0,0000002

Полученное значение DRC позволяет сделать вывод о том, что стоимость внутренних ресурсов, используемых для производства молока в Омской области меньше, чем объем привлеченных или сэкономленных средств. Это означает, что производство молока, как товара, производимого на экспорт в данном регионе, обладает сравнительными преимуществами.

Таким образом, можно предположить, что подобные расчеты помогут сельхозтоваропроизводителям понять, выгодно ли им выходить на внешний рынок того или иного продукта. Помимо этого, предприятия могут применять такие расчеты в части обоснования предоставления государственной поддержки с целью реализации стратегии политики импортозамещения.

В целом, экономический эффект от внедрения практики применения DRC — анализа состоит в увеличении выручки за счет расширения рынка сбыта и, соответственно, увеличения поступлений в бюджет (налог на прибыль и отчисления на работников).

Безусловно, в связи с сформировавшейся ситуацией вопросы дальнейшего развития и поддержки АПК необходимо решать объединенными усилиями сельскохозяйственных товаропроизводителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, а также расширением и совершенствованием форм государственной поддержки.

Библиографический список

1. Ахметов, Р.Г. Сельскохозяйственные рынки [Текст] / Р.Г. Ахметов, Н.Я. Коваленко, В.В. Шайкин. – М.: Колос, 2001. – С. 45–49.

2. Годовые отчеты районов Омской области за 2011–2016 гг.

3. Дороева, Л.Н. Развитие сельского хозяйства [Текст] / Л.Н. Дороева, Н.С. Демьянов // Экономика сельского хозяйства России. – 2004. – № 7. – С. 21–29.

4. Клюкач, В.А. Тенденции развития продовольственного рынка [Текст] / В.А. Клюкач // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2004. – № 3. – С. 48–53.

5. Козлова, О.А. Маркетинговый подход к повышению конкурентоспособности региона в глобальной экономике [Текст] / О.А. Козлова // Труды Уральского государственного экономического университета – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. Т. 1. – С. 72–76.

6. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru, свободный.

7. Dr. Khachatryan. The potential of Armenian brandy in the international market — Dublin: Financial Times, 2002. – 240 с.

Источник: Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (26) 2018