Маркетинг

Маркетинг в пищевой промышленности: тенденции 2017 года

Лига Маркетологов
В статье вы узнаете о продуктовых тенденциях 2017 года и найдете вопросы, которые помогут провести аудит предприятий, производящих продукты питания.
01.09.2018

11 тенденций в маркетинге предприятий пищевой промышленности в 2017 году:

1.      Внешние изменения вызывают необходимость быстро принимать решения и изменять цены, проводить маркетинговые акции, ротировать ассортимент, изменять по каналам структуру продаж.

2.      Аутсорсинг помогает компаниям выходить на новые рынки и быстро расширять ассортимент.

3.      Стратегическое планирование теперь строится на ближайшие два-три года, тогда как в 2000-х годах оно охватывало три-пять лет.

4.      Разрабатывая продукт, производители учитывают увеличение темпа жизни, а также тренды, которые приходят на рынок России с Запада. Потребителям предлагают качественную и вкусную продукцию, согласно их предпочтениям.

5.      Дизайн - залог успеха и двигатель продаж новинок. Привлекательный товар на полке выделяется среди других. Благодаря правильному оформлению покупатель за короткое время понимает позиционирование продукта и выбирает его.

6.      Особое внимание уделяется упаковке. Теперь важно не только ее содержание, но и функциональность. В зависимости от потребностей покупатели выбирают семейную или разовую упаковку, а также упаковку с возможностью многократного закрывания.

7.      Популярным становится продвижение вместе с производителями смежных товаров. Потребители покупают оба продукта, когда им предлагают готовое решение по их совокупному применению.

8.      Цена перестает играть решающую роль при выборе. Поэтому при ее формировании помимо стоимости товара у конкурентов важно учитывать, насколько ваш продукт ценен для потребителя.

9.      Теперь, выбирая товар, помимо прочего потребители обращают внимание на его соответствие их системе ценностей. Поэтому производителям важно и покрыть рациональные потребности аудитории, и уловить эмоциональную связь с ней. Например, выпустив продукты для вегетарианцев, спортсменов или трудоголиков.

10. Разделение клиентов по доходу, по возрасту и по полу на рынке продуктов питания уходит в прошлое, эти границы размываются. Теперь основной критерий – это условия потребления и привычки.

11. Важным становится общение с клиентами в интернете. Отзывы и комментарии подсказывают, в каком направлении нужно развиваться, что исправлять и на чем делать акцент, чтобы удовлетворить их потребности. 

  

Продуктовые тренды на российском рынке появляются в среднем через 1-3 года после того, как они возникают на западном. Пример 11 трендов, появившихся у нас в 2017 году:

1.  «Кофемания». На рынке появилось много продуктов с кофейным вкусом, открывается все больше кофеен, все чаще на улице можно встретить вывески «кофе с собой»

2. «Домашняя еда». Появились компании, предлагающие привезти на дом продукты и рецепты, с помощью которых можно приготовить выбранные блюда самому.

3. «Перекусы на бегу». На рынке развивается снековая категория, а также упаковка с одной порцией чего-либо для перекуса на бегу. В мире распространяется мусульманская культура, это становится причиной популярности восточных вкусов. Появляются сладкие снеки, как новые (яблочные чипсы и т.п.), так и те, которые раньше относились к кондитерским изделиям.

4. «Натуральная польза». Развивается тренд натуральности, растет спрос на фермерскую продукцию, на орехи, на мед. Постепенно на рынке увеличивается количество органических продуктов, но их распространение зависит от возможностей сельского хозяйства.

5. «Халяль». Потребители все чаще покупают халяльные продукты.

6. «Сахар – белая смерть!» Растет спрос на продукты с минимальным количеством сахара или без него совсем: мюсли и греческие йогурты, например.

7. «Спорт как норма жизни». В России распространяется тренд здорового образа жизни, из-за чего растет спрос на спортивное питание: протеиновые коктейли, батончики и т.п.

8. «Возвращение к традициям». Джем и варенье снова популярны!

9.  «Я никого не ем». Веганские и вегетарианские типы питания набирают популярность в России, поэтому появляется все больше блюд без продуктов животного происхождения.

10. «Жидкая еда». Такие продукты также нацелены на быстрый перекус (йогуры, овсяные напитки и т.п.).

11. «Удивите меня!» В составе продуктов все чаще можно увидеть необычные сочетания, такие как шоколад с соленым арахисом или Sprite со вкусом огурца и т.п.

Следующие 12 вопросов позволят вам провести аудит маркетинга пищевого предприятия и выявить, насколько он соответствует трендам.

· Вы наблюдаете за тем, что люди покупают в супермаркетах?

Посмотрите, что они набирают в продуктовые корзины в разных магазинах. Это позволит вам понять, за что люди действительно готовы отдавать деньги.

· Покупает ли ваш персонал продукцию предприятия?

Важно следить за этим моментом и вовремя находить причину, по которой сотрудники отдают предпочтение другому производителю.

· Вызывает ли ваша продукция желание ее сфотографировать?

Привлекательная упаковка или аппетитный внешний вид продукта стимулируют покупателя сделать фотографию и рассказать о товаре своим друзьям и подписчикам. Так вы можете получить рекламный канал совершенно бесплатно.

· Потребителям не надоел ваш продукт?

Если вы редко обновляете ассортимент, то некоторые потребители могли уйти от вас к конкурентам с более разнообразными товарами.

· Ваш продукт действительно столько стоит?

Подумайте, может быть, цена вашего товара завышена или наоборот слишком занижена? Опирайтесь на то, с какой продукцией потребители сравнивают его при выборе и по каким критериям.

· Вы знаете все о своем продукте?

Знаете ли вы, как применяется ваш продукт? Может быть, его используют также и в косметических целях? Может, он особенно нравится представителям определенных профессий, секретарям, например?

Чем лучше вы знаете свою аудиторию, тем точнее вы можете удовлетворить ее потребности, приобрести эмоциональную связь с ней и получить приверженцев своей продукции.

· Легко ли потребителю найти и купить ваш продукт?

Позволяют ли действующие каналы продаж быть ближе к покупателю? Не нужно ли их расширить?

· Чем ваш продукт хуже других?

Попробуйте написать список аспектов, по которым ваш продукт проигрывает конкурентам, или по которым он плох сам по себе. Это гарантированно наведет вас на полезные инсайты.

· Какие ассоциации возникают у потребителей при упоминании вашего продукта?

Важно проверить, совпадают ли они с ассоциациями маркетологов.

· Вы сможете узнать свой продукт во время слепого тестирования?

Просто проверьте.

· Почему именно такое название выбрано для вашего продукта?


Смогут ли маркетологи легко ответить на вопрос, почему именно так называется компания и продукт, который давно на рынке? А по какому принципу выбираются названия для новинок? Возможно, вам стоит начать применять сторителлинг.

· Когда вы разрабатываете новинки, вы привлекаете сотрудников предприятия?

До того, как обращаться в специальные агентства, поговорите со своим персоналом. Они могут подать много интересных идей для развития и совершенствования производства.