Экономика

Анализ эффективности реализации молока на внутреннем и внешнем продовольственном рынках

Конкина В. С.

Особыми регуляторами развития молочного скотоводства  выступают российский и мировой рынки молока и молочных продуктов, поэтому в научном плане актуальным является сравнительный анализ эффективности реализации молока на внутреннем и внешнем продовольственном рынках. 

В статье рассмотрена современная ситуация на молочном продовольственном рынке с точки зрения внутреннего и внешнего производства и потребления. Выявлены трансформационные процессы по перемещению молочной продукции с внутреннего на внешние рынки сбыта. Представлены результаты сравнительного анализа эффективности сбытовых операций, формирующихся под влиянием агропродовольственной политики Министерства сельского хозяйства и Правительства РФ, факторов развития молочной отрасли, внешнеэкономических операций и государственной поддержки. Определены причины низкой эффективности экспортных операций. 


30.05.2024

МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ в каталоге MilkLife.ru

Молочное скотоводство считается ведущей отраслью животноводства, приоритетной задачей которой является обеспечение жителей страны молоком и молочными продуктами. В то же время молочное скотоводство представляет собой наиболее проблемную отрасль сельскохозяйственного производства, от состояния которой зависит улучшение деятельности молокоперерабатывающей промышленности по насыщению рынка молоком и молочными продуктами в определенном количестве, качестве и ассортименте. Состояние молочного рынка России по насыщенности товарами, по структуре производства определяется объемами производства сырого и товарного молока, а также молочной продукции как продукта его переработки. Кроме того, на состояние молочного рынка влияют объемы и структура экспорта и импорта молочной продукции, характер спроса на нее. 

Современная экономическая ситуация и применяемые методы управления молочным скотоводством не всегда обеспечивают повышение эффективности его функционирования и конкурентоспособности продукции. Особыми регуляторами развития этой отрасли выступают российский и мировой рынки молока и молочных продуктов, поэтому в научном плане актуальным является сравнительный анализ эффективности реализации молока на внутреннем и внешнем продовольственном рынках. 

Информационной базой для ретроспективного анализа и оценки текущего состояния отрасли молочного скотоводства послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в том числе Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), а также Федеральной таможенной службы России (ФТС). В настоящее время молочный рынок России характеризуется повышенной степенью импортозависимости, поскольку отечественное производство сырого и товарного молока лишь на 80% удовлетворяет внутренние потребности страны, а это на 10% ниже нормы продовольственной независимости, установленной в Доктрине продовольственной безопасности [3]. 

В то же время по ряду молочных продуктов (масло сливочное, сухое молоко) степень удовлетворения внутренней потребности страны еще ниже (например, по сливочному маслу всего 50%). Однако за последнее десятилетие экспортный потенциал России вырос, причем не за счет снижения насыщенности рынка молочных продуктов, а за счет наращивания их производства и реэкспорта. Отсюда следует вывод, что и экспорт, и импорт молочной продукции существенно влияют на степень насыщенности молочного рынка. 

Осложнение внешнеполитической ситуации к 2022 г. существенно сократило внешние поставки молочной продукции из стран дальнего зарубежья. Сокращение импорта сливочного масла из Новой Зеландии способствовало росту внутреннего производства масла и сухого обезжиренного молока (СОМ), повысив спрос на сырое молоко. 

Укрепление рубля не оказало положительного влияния на импорт в связи с удорожанием логистики, увеличением транзакционных издержек, возникших сложностей с валютными расчетами, а также усиления санкционного давления на поставщиков. 

В этот период поставки молочной продукции из Белоруссии соответствовали уровню 2019–2021 гг. При этом импорт сухого цельного молока (СЦМ), сыворотки, сливочного масла и сыров превысил плановые показатели Прогнозного баланса спроса и предложения. Импортные поставки питьевого молока и сливок, СОМ и СЦМ были на минимально низком уровне за всю современную историю. Сыворотка в перечне молочных продуктов осталась единственным наименованием с растущим импортом в связи с увеличением поставок в Россию из Республики Беларусь на фоне сокращения экспорта в страны дальнего зарубежья [7]. 

Тренд растущих экспортных поставок в 2022 г. прервался под влиянием резкого снижения конкурентоспособности российской продукции из-за девальвации рубля, а также осложнения внешнеполитической ситуации. Доля стран дальнего зарубежья в структуре экспорта сократилась с 14 до 12%. Сокращение экспорта отмечено по всем категориям молочной продукции, кроме сухого и сгущенного молока и сырных продуктов с заменителями молочного жира (ЗМЖ). Украина, США и Китай возглавили антирейтинг по отказу от экспорта российской молочной продукции. Экспорт СЦМ в Китай увеличился в 2,7 раза – до 0,39 тыс. т, сухой сыворотки – на 61% – до 1,8 тыс. т. Китай стал лидером по покупке российского сухого цельного молока [7]. 

В данном контексте следует отметить упрощение требований к инвестиционным проектам, реализуемым с государственной поддержкой: возможность одновременного привлечения льготных кредитов и получения возмещения 25% капитальных расходов (CAPEX) при реализации проектов по производству сухих молочных продуктов, ослабление требований к объему экспорта продукции, возможность пролонгации принятых обязательств. 

Молочная отрасль в последние годы демонстрирует устойчивый рост: 2021 г. ознаменовался рекордным объемом производства продукции – 32,3 млн т молока, что на 2,6% превысило показатель 2010 г. (рис. 1)

Однако существующие масштабы отрасли не покрывают текущую потребность в молоке. Согласно установленной медицинской норме [8], потребление молока должно быть на уровне 325 кг на душу населения в год. Как следует из данных, приведенных на рисунке 2, фактическое потребление отстает от нормы практически на 100 кг (рис. 2). 

Общий объем потребления молока в России в 2021 г. вырос на 10% (+2,5 млн т) и составил 27,5 млн т [4]. Более углубленный анализ данных потребления молока и молочных продуктов в России (по дифференциации доходов и потребления населения по децильным группам) свидетельствует о весьма низких фактических показателях (рис. 3). 

Россияне первой децильной группы потребляют всего 171 кг молока и тратят на эти цели почти 7% своего бюджета, в то время как представители десятой децильной группы, потребляя 343 кг молока (на 18 кг больше нормы), расходуют всего 2,9% своего бюджета на приобретение молока и молочных продуктов. 

Вместе с тем Министерство сельского хозяйства и Правительство РФ целенаправленно реализует агропродовольственную политику, направленную на наращивание экспорта (рис. 4).

Представленная статистика демонстрирует относительно стабильный объем экспорта до 2019 г. как в абсолютном, так и в физическом выражении. В 2020 г. ситуация существенно изменилась. Этот год ознаменовался одномоментным ростом внешнеэкономических операций на молочном рынке на 96,2 тыс. т, или в абсолютном выражении на 4748,9 тыс. долл. За период 2019–2021 гг. экспорт в натуральном выражении вырос на 32% и достиг своего абсолютного максимума – 806,2 тыс. т. Такой рост обусловлен оказываемой государственной поддержкой отрасли (государственные гарантии, субсидирование экспортных кредитов, информационная поддержка в сети Интернет, работа зарубежных представительств и др.). Совокупный объем поддержки аграрных экспортеров в 2020 г. составил 90,95 млрд руб., в 2021 г. – 130,2 млрд руб., в 2022 г. – 156 млрд руб. [2]. 


Эффективность наращивания внешнеэкономических операций обосновывается следующими принципами: 

1) экспорт обеспечивает более высокую маржу; 

2) экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью выгоднее, чем реализация необработанной («сырой») продукции. 

Вместе с тем эти утверждения не всегда оказываются верными. Наращивание внешнеторгового присутствия следует начинать после комплексного экономического обоснования, а также учета внутренних потребностей общества в обеспечении необходимой продукцией.

В 2021 г. все производимое молоко распределялось следующим образом: 85,3% продавалось населению, около 2,0% направлялось на экспорт. Доля внутреннего потребления из года в год увеличивалась, и только в 2020 г. ситуация скорректировалась.


Основная выручка от реализации молока приходится на внутреннего потребителя (рис. 5). При этом цены на внутреннем рынке на 88,71% превышают среднюю экспортную цену. При такой ценовой дифференциации российским сельхозтоваропроизводителям следует сконцентрироваться на удовлетворении потребности в молоке внутри страны. После покрытия внутренних потребностей по ценам не выше экспортных молочная продукция может направляться на внешние рынки сбыта. 

Рассмотрим состав и структуру розничной цены на молоко питьевое внутри страны (табл. 1).


Согласно данным Росстата, наибольший удельный вес в структуре розничной цены приходится на сырье и материалы за вычетом возвратных отходов. В 2021 г. на данную статью приходилось 45,4%. Удельный вес данных затрат высок, но вместе с тем при доработке и переработке формируются вторичные продукты или возвратные отходы (обрат, сыворотка, пахта и др.), которые могут быть использованы и в сельскохозяйственном производстве, и в пищевой промышленности, поэтому реальные расходы оказываются ниже. Далее в розничную цену включаются расходы промышленности с учетом транспортировки – 21,6% и затраты торговли – 7,1%. Совокупные расходы по вышеперечисленным статьям составляют 74,1%. Оставшуюся часть составляют доходы, которые распределяются следующим образом: доходы так называемого посреднического звена – 3,8%, доходы промышленности и торговли (прибыль от продажи товаров) – соответственно 6,6 и 6,9%, доходы государства в виде НДС – 8,6%. Таким образом, производство молока, потребляемого внутри страны, имеет достаточно высокую экономическую эффективность: уровень совокупной рентабельности превышает 30%. 


Существующая статистика по внешнеторговым операциям не позволяет рассчитать долю каждого элемента структуры экспортной цены, поэтому в данном случае результаты анализа, учитывающего причинно-следственные связи, носят весьма приблизительный характер. В 2021 г. оптовая цена на молоко составляла 5 403 руб./ц. Экспортная выручка за аналогичный период повышалась до 3 439 руб. (расчет экспортной цены в национальной валюте проводился по действующему курсу иностранной валюты). Если не брать во внимание затраты на осуществление экспортных операций, то такая деятельность хозяйствующих субъектов была убыточной. Часть убытков погашалась за счет субсидирования государством экспортных операций. Поскольку предусмотреть весь прямой и косвенный объем убытков сложно, то их размеры представлены только в части освобождения экспортеров от уплаты НДС и возврата сумм НДС, уплаченных поставщиками ресурсов (табл. 2). 


Выполненные расчеты показывают, что за 2019–2021 гг. убыток от внешнеторговых операций достигал 2 000 руб. на 1 ц молока, а бюджетные потери – 400–450 руб./ц продукции. При этом наметился тренд повышения эффективности экспорта молока – удельный убыток за три года уменьшился на 114 руб. Однако такое повышение эффективности ложится дополнительной нагрузкой на бюджет, о чем свидетельствуют удельные расходы государства на поддержку внешней торговли, которые в 2019–2021 гг. возросли на 46 руб./ц молока. 

Таким образом, реализация молока на внутреннем продовольственном рынке экономически целесообразна для всех экономических субъектов – государства, производителей и общества. Перемещение молока с внешних на внутренние рынки позволит скорректировать цены, что благоприятным образом скажется на объемах потребления молока как в целом по всему населению, так и в разрезе отдельных децильных групп. 

В ходе выполнения исследования выявлены причины убыточности российских экспортных операций по молоку на основе сравнительного ценового анализа внешнеторговых операций РФ, Турции и Белоруссии. 

Так, Россия на протяжении всего анализируемого периода реализует молоко по заниженным ценам. Представленная статистика за 2017–2021 гг. четко отражает тренд, в соответствии с которым цены в Турции и Белоруссии почти в 2 раза превышают российские (табл. 3). А если учесть, что 98% импорта молока приходится на Белоруссию, то это дополнительно дискриминирует отечественных потребителей. 

Как известно, инструментом, позволяющим повысить эффективность и производства, и реализации продукции, является ее переработка, так как на этой стадии происходит расширение ассортиментного перечня предлагаемой продукции и создается добавленная стоимость (табл. 4).

На основании выполненных расчетов установлено, что вывоз сырого молока обеспечивает более высокую выручку, чем переработка с последующим экспортом (даже без учета затрат на переработку). Сложившаяся структура затрат и ценовая конъюнктура обеспечивают более высокий доход от вывоза сырого молока. Таким образом, экспорт следует рассматривать как один из возможных эффективных вариантов реализации молока. Вместе с тем отказ от этого варианта сужает перспективы развития для производителей из-за диктата условий крупными переработчиками продукции. 

В последние годы в РФ сформировалась самая низкая закупочная цена на молоко и, как следствие, самый низкий коэффициент защиты производителей, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли и не обеспечивает высокие темпы ее модернизации.

Основными причинами низкой эффективности экспортных операций являются неблагоприятная ценовая конъюнктура рынка российской продукции, дифференциация экспорта и импорта, нестабильный курс национальной валюты, поэтому на федеральном и региональном уровнях управления целесообразно принятие комплекса организационно-экономических мер по защите интересов отечественных потребителей и производителей молока. 


Выводы 

Расширение внешнего присутствия России на мировом продовольственном рынке по ценам ниже внутренних ущемляет интересы отечественных производителей, и государство не должно поддерживать такие сделки. 

Решение об оказании государственной поддержки экспорта по каждой продовольственной позиции должно приниматься только после тщательного сравнительного анализа эффективности. 

Статистическую информационную базу следует корректировать с учетом темпов экспортно ориентированного роста: розничные цены должны рассчитываться и по продукции, потребляемой внутри страны, и по экспортной продукции. 

Результаты анализа эффективности реализации молока в разрезе внутреннего и внешнего продовольственного рынков могут быть использованы при разработке агропродовольственной политики органами исполнительной власти.



Источник: Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2023. – Т. 16. – №. 2. – С. 77.