интервью и комментарии

Правила маркировки молочных продуктов с отличительными признаками

Ирина Макеева
Руководитель НКЦ РССП, д.т.н., эксперт по стандартизации
Ранее на нашем портале был опубликован материал, освещающий вопрос возможности нахождения надписи «натуральный продукт» на этикетке молочного продукта. В данной статье Ирина Макеева, руководитель НКЦ РССП, д.т.н., эксперт по стандартизации, прокомментировала правила маркировки молочной продукции всевозможными записями на этикетках: "с натуральными ягодами", "источник белка", "без ГМО", "ещё вкуснее", "больше фруктов", "чистый состав" и другие.
09.12.2022

В продолжение темы о «натуральных продуктах» вспомним о других маркетинговых лозунгах. Сегодня на полках магазинов можно увидеть пищевую продукцию со всевозможными записями на этикетках: "с натуральными ягодами", "источник белка", "без ГМО", "ещё вкуснее", "больше фруктов", "чистый состав" и др. 

Указывая подобную информацию, производитель должен руководствоваться ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" и, в частности, прямыми требованиями, установленными для продукции с отличительными признаками: 

  • в статье 2 указаны конкретные примеры отличительных признаков продукции - это пищевая ценность, место происхождения и состав; 

  • в части 4.10 приведены общие требования к указанию в маркировке информации об отличительных признаках пищевой продукции, включая обязательное наличие доказательственных материалов; 

  • в Приложении 5 установлены нормы к показателям энергетической ценности и содержанию пищевых веществ. 

Помимо регламента стоит упомянуть и Приказ Роспотребнадзора от 20.11.2020 г. № 771, в котором установлены критерии формирования доказательств, подтверждающих отличительные признаки продукта. 

Какие условия необходимо учесть, чтобы обосновать подобную информацию в маркировке? 

  • наличие/отсутствие нормативных показателей содержания веществ, входящих или добавленных в продукт 

  • наличие/отсутствие методов, позволяющих провести исследование по содержанию веществ в продукте 

  • наличие/отсутствие официально опубликованных лабораторных исследований или результатов научно-исследовательских работ. 

Какие документы могут входить в комплект доказательственных материалов: 

  • протоколы лабораторных испытаний 

  • рецептуры, технологические инструкции 

  • рабочие записи, журналы, подтверждающие валидацию технологических процессов 

  • экспертные заключения, включающие оценку результатов протоколов испытаний 

  • результаты маркетинговых исследований фокус-групп

  • добровольная сертификация и пр. 

Сложнее обосновать такие маркетинговые записи как «натуральный вкус», «как в детстве» и пр. Вопрос о правомочности вынесения той или иной информации для потребителя необходимо решать на этапе проектирования продукта и подготовки проекта маркировки.

Научно-консультационный центр (НКЦ РССП)

https://t.me/Makeeva_RSSP