интервью и комментарии

«Последний год принес нам надежу на восстановление спроса на продукты современной молочной категории»

Марина Балабанова
Региональный вице-президент по корпоративным отношениям в России и СНГ
19 февраля 2019 года в МВЦ «Крокус Экспо» проходила международная выставка «Молочная и мясная индустрия». На деловой программе выставки выступила Марина Балабанова, региональный вице-президент Danone по корпоративным отношениям в России и СНГ.
15.03.2019

Спикер рассказала собравшимся о результатах работы компании в прошлом году, о тенденциях в спросе и потреблении молочной продукции. В частности, было сказано, что в объеме спрос на молочные продукты в течение прошлого года рос незначительно. При этом в стоимостном выражении рынок за счет инфляции рос более быстрыми темпами.

М. Балабанова отметила рост потребления современной молочной категории: йогурты, молочные десерты, то есть самой маржинальной категории, а также творога и сметаны. Увеличился покупательский спрос на новинки, которые появляются регулярно. Компания Danone запустила новый сегмент – питьевые йогурты-коктейли Shake and Go, который стали копировать. «Но мы остаемся пионерами и занимаем самую большую часть этой категории», заметила спикер. Данный формат удобен для потребления на ходу и становится популярным у молодежи, ведущей активный образ жизни. К тому же такие продукты помогают привлекать молодежь к молочным продуктам. Тем не менее, наибольшая часть молочного рынка – это молоко. Оно вышло по результатам года на «ноль» и по объему, и по стоимости в доле рынка. При этом снижается потребление традиционного для России молочного продукта - кефира. Кефир, как и молоко использовали в питании населения еще в СССР и его потребление было существенным, так как отсутствовал столь широкий ассортимент молочных продуктов. Ему не было альтернативы. И никто не сомневается в полезности этого продукта. Теперь же многие потребители воспринимают его как старомодный напиток с резковатым вкусом. Необходимо убедить молодых потребителей в том, что продукт полезен, очень важен и наряду с современными молочными продуктами кефир должен быть в рационе. «Мы изучаем эту тенденцию, пытаемся понять, как привлечь молодежь к нему», констатирует М. Балабанова.

Для стимулирования спроса и потребления молочных продуктов М. Балабанова призвала обратить внимание на зарубежный опыт развитых стран. Там существенную роль играют информационные кампании, которые поддерживаются государством. Здесь показателен пример Китая, где, как и во всей Азии, потребление молочных продуктов было достаточно низким. Сейчас же в Китае значительный рост потребления, во многом благодаря этим информационным кампаниям, пропаганде. В России же потребление было достаточно высоким в советское время. Затем после перестройки случилось резкое падение из-за увеличения доли на рынке других продуктов, вытеснивших традиционную молочную категорию. После случился небольшой рост потребления, замедлившийся последние пять лет, и потребление несколько снизилось.

Компания Danone совместно с Союзмолоко и при поддержке «ФИЦ питания и биотехнологии» пытается исправить эту ситуацию путем воплощения программы «Три молочных продукта в день», которой уже пять лет. На сегодняшний день программа финансируется тремя компаниями: Pepsico, Danone и TetraPak. Эту информационную кампанию на данный момент невозможно сделать массовой, поскольку всего три компании ее финансируют. Марина Балабанова призвала присоединиться к этому движению других производителей и переработчиков молока. Кампанию в том числе поддерживают регионы: Московская, Тюменская области, иные регионы.

«В данный момент кампания продвигается в социальных сетях. За прошлый год мы привлекли к ней около 200 блогеров. Они занимаются размещением информации о молочных продуктах, развенчанием мифов. Блогеры посещают заводы и фермы, знакомятся с процессами производства. В целом, охват кампании составил в прошлом году 28 миллионов человек. Это очень серьезный результат при достаточно скромных вложениях», - отметила М. Балабанова. 

Подготовил Иванов Н.В.