интервью и комментарии

Эксперимент по маркировке молочной продукции. Ответы на актуальные вопросы производителей

Алексей Сидоров
Руководитель товарной группы «Молоко» ЦРПТ
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой Правительство РФ продлило сроки окончания эксперимента по маркировке молочной продукции до конца 2020 года, чтобы производители успели подготовится к вводу маркировки. Для части молочных продуктов обязательная маркировка наступит 20 января 2021 года. Эти категории товаров будут определены правительством Российской Федерации после оценки результатов эксперимента. Для остальных молочных продуктов обязательная маркировка начнется не позднее 1 октября 2021 года. Пилотный проект стартовал 15 июля 2019 года и идет полным ходом. Минпромторг сообщает о 317 пользователях, зарегистрированных в эксперименте по маркировке молочной продукции. В ходе эксперимента у производителей молочной продукции возникают самые разные вопросы. Редакция портала MilkLife.ru попросила Алексея Сидорова, руководителя товарной группы «Молоко» ЦРПТ, прокомментировать некоторые из таких вопросов, рассказать о тонкостях нанесения кодов маркировки на упаковку разных видов молочной продукции и об интеграции системы «Честный знак» с системой «Меркурий».
03.08.2020

ML: Есть ли какие-то изменения в дате окончания эксперимента по маркировке молочной продукции на данный момент и как можно вести работы с учетом действия ограничительных мер?

Сроки внедрения маркировки по той или иной товарной группе определяются постановлениями правительства РФ. Согласно постановлению правительства от 29 июня 2019 г. № 836 (с изменениями на 30 марта 2020 года) срок окончания эксперимента по маркировке молочной продукции – 31 декабря 2020 года, эксперимент был продлен на полгода, чтобы дать производителям дополнительное время на подготовку к вводу маркировки. Отметим, что эксперимент начался в июле прошлого года, задолго до пандемии. Во время действия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-2019, Оператор предложил предприятиям дистанционное проведение работ: до 70% работ можно проводить в таком формате.


ML: Нужно ли маркировать молочную продукцию, предназначенную для сегмента HoReCa?

Да, если она подпадает под перечень маркируемой продукции. Участниками эксперимента являются в том числе организации, оказывающие услуги питания. В вышеупомянутом постановлении правительства указан перечень продукции, участвующей в эксперименте. Речь идет о продукции, выработанной из пастеризованного, ультрапастеризованного, стерилизованного, ультравысокотемпературно-обработанного молока, и (или) пастеризованных, ультрапастеризованных, стерилизованных, ультравысокотемпературно-обработанных молочных продуктов, изготовленных промышленным способом и упакованных в потребительскую тару.


ML: Маркировка молочной продукции касается только потребительской упаковки или транспортной упаковки тоже?

Маркировать двумерным кодом в формате Data Matrix нужно потребительскую упаковку. Транспортная упаковка, в которую вложены потребительские единицы, маркировать двумерным кодом не нужно. В данном случае коробка является агрегатом и может маркироваться линейным агрегационным кодом.


ML: Как гасятся коды в случае возврата продукции молочной продукции обратно на предприятие?

Смена собственника происходит путем обмена универсильными передаточными документами, в случае возврата при приемке УПД не подписывается и собственник остается тем же.


ML: На каком этапе осуществляется интеграция системы «Честный знак» с системой Меркурий?

На этапе формирования отчета о нанесении кода. В составе отчета о нанесении кода маркировки производитель указывает номер производственного ВСД, далее информация о коде товара, количестве и номере пВСД передается во ФГИС ВетИС. Данные о номерах производственных ветеринарных сопроводительных документов хранятся в системе «Честный знак». При сканировании кода Data Matrix с помощью приложения «Честный знак» (это может сделать покупатель или товаровед) информация о пВСД отображается в приложении.


ML: Как осуществляется подача сведений в систему в случае, если есть разница между временем окончания технологического цикла производства и датой отъезда продукции с предприятия?

Так как система построена на статусной модели кода маркировки, то в системе реализованы разные сущности, которые можно также подавать в разные моменты времени от момента окончания производственного цикла до даты отъезда продукции с предприятия.


ML: Как делать маркировку на сыр, который зреет? Как вывести из оборота коды сыров, которые фасуются в магазине?

Когда сыр созреет, на него наклеивается этикетка либо он пакуется в коробку с этикеткой. На этих этикетках печатается код Data Matrix.  Коды сыров, которые фасуются в магазине, можно вывести из оборота по причине использования в собственные нужны или в производственных целях.


ML: Зачем наносить коды на головки сыра, которые будут отправляться в нарезку, фасовку или дальнейшую промышленную переработку?

В пояснительной записке к постановлению правительства говорилось, что «цель эксперимента – апробация механизма маркировки отдельных видов молочной продукции средствами идентификации для противодействия её незаконному ввозу, производству и обороту». Цифровая маркировка обеспечивает прослеживаемость товара по товаропроводящей цепи. Маркировка голов является логичной, потому что производитель может часть продукта отдавать в нарезку, часть - продавать головами в розницу. Таким образом, маркировка голов сыра и промышленной фасовки обеспечивают максимальную прослеживаемость продукта от момента, например, импорта до производства фасованной продукции и далее до полки.


Интеграционные решения и оборудование для цифровой маркировки молочной продукции в системе «Честный знак» в КАТАЛОГЕ ПОСТАВЩИКОВ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ на портале MilkLife.ru


Компании, предлагающие интеграционные решения и оборудование для цифровой маркировки молочной продукции в системе «Честный знак» в КАТАЛОГЕ ПОСТАВЩИКОВ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ на портале MilkLife.ru:

Индустрия Маркировки

Векас