Главное меню
Бизнесмен отметил, что для молочной отрасли последствия пандемии были минимальны. Хотя общее состояние экономики не могло не отразится на деятельности всей бизнес-среды. «Последствия, состояние экономики волнуют больше, чем сама пандемия. Потребление молока снизилось за счет школьного питания из-за ухода образовательных учреждений на карантин. За месяц мы не реализовали около 1,5 тыс. т молочной продукции, которые не смогли компенсировать через иные каналы сбыта», - констатирует эксперт.
А. Пономарёв отмечает, что молочная отрасль находится в системном кризисе. Согласно Доктрине продовольственной безопасности, где обозначен уровень продовольственной самообеспеченности нашего государства, норма потребления молока – порядка 350 кг на человека в год. На сегодняшний день Россия потребляет по разным оценкам 219-229 кг на человека в год. «За три месяца пандемии по приблизительным подсчетам индекс потребления статистически упал еще на 0,4 %. В реальности потребление упало на 4-5 %», - с сожалением заключил эксперт.
За счет увеличения курса доллара и евро начала расти себестоимость производства молочной продукции, из-за большого количества импортных составляющих, которые влияют на ценообразование. Кроме того, на цену влияют и поставщики энергоресурсов: воды, газа, электроэнергии, которые не подконтрольны ни каким государственным органам. Таким образом, складывается тенденция увеличения себестоимости при одновременном снижении покупательской активности населения. «Если мы когда-то говорили о продовольственной инфляции, то в настоящее время в России продовольственная дефляция. Стоимость молочной продукции снижается, чтобы продавать ее в рамках промоакций. Производители и торговые сети стараются сбыть любыми способами молочную продукцию ввиду ее небольших сроков годности. Поэтому молочная отрасль по многим категориям работает себе в убыток», - отмечает эксперт. Общая доходность отрасли колеблется на уровне 3-5 %, и при резком скачке производства молока отрасль не имеет сбыта продукции.
Бизнесмен затронул также важную сегодня тему экспорта молочной продукции. По его мнению, в настоящее время необходим экспорт не молока и молочной продукции, а продукции глубокой переработки молока – молочных ингредиентов. Однако наша страна не имеет таких производственных мощностей. «Это наукоемкие, высокомаржинальные продукты, которые много лет исследуются в отраслевых институтах. Мы к этому не готовы», сказал он. Хотя, у ряда предприятий есть потенциал производства ингредиентов из молока, которые могут быть востребованы на внешних рынках.
Модернизация предприятий на выпуск такого рода продукции – это финансово-затратное мероприятие. «Если бизнесмен на это идет, он должен понимать, что в России потребление этого продукта минимально и он работает на внешний рынок и должен иметь гарантии». Государство должно предоставить экспортеру варианты помощи: льготные кредиты, механизмы стимулирования, долгосрочную поддержку.
Кроме того, эксперт констатирует, что сельскохозяйственное машиностроение, программное обеспечение в России полностью импортные. Пандемия, отсутствие технологических связей между производителем оборудования и его потребителем наложили определенные проблемы. Но тем не менее, по мнению эксперта, у нас начался прирост производства молока. Развитие российской молочной отрасли не ограничено с учетом потенциала нормативного уровня потребления молока и молочных продуктов в стране. «Но 2020 год резко снизит доходность перерабатывающих отраслей. И в 2021 году, если отрасль не предпримет решительных действий, начнется необратимый процесс ликвидации поголовья скота. В настоящее же время идут инерционные процессы», - предупредил А. Пономарёв.
Подготовил: Иванов Н., MilkLife.ru