интервью и комментарии

«Производитель пищевой продукции сегодня должен четко понимать свою целевую аудиторию»

Иван Федяков
Генеральный директор INFOLine
Основным каналом продаж пищевых продуктов являются сетевые ритейлеры. Генеральный директор INFOLine Иван Федяков рассказал о деятельности российского ритейла, а также о структуре потребительского спроса. Эксперт обозначил основные факторы, сдерживающие развитие продаж пищевых и молочных предприятий.
28.05.2020

Эксперт рассказал, что в 2015-2016 годах розничный товарооборот заметно упал на 15 %. В 2018 году началось его умеренное восстановление – на 2,8 %. По итогам первого полугодия 2019 года - 1,7 %. Но, к сожалению, даже это скромное восстановление замедляется. Самые последние данные за август 2019 года показывают 0,8 % прироста относительно августа 2018 года. Прогноз на ближайшие три года демонстрирует, что в 2019 году - это 1,3 %, а в следующем году – в пределах статистической погрешности 0,6 %. Снижение объема потребления товаров населением страны связано с тем, что реальные доходы населения снижаются – за последние 5 лет они снизились на 11 %, а 2019 году - шестой год снижения реально располагаемых доходов населения и по итогам первого полугодия падение еще на 0,3 %.

Структура потребительского спроса в России

И. Федяков отмечает: «население страны начинает структурироваться по своим финансовым возможностям. Две трети населения живут в жёстком экономичном режиме, у них нет серьезных накоплений, по советскому принципу «от зарплаты до зарплаты». Поэтому они чутко реагируют на промоакции и активно используют инструменты, связанные с потребительским кредитованием, что еще больше усугубляет их положение. Треть населения живет достаточно комфортно, имеет доход, который позволяет покрывать им все необходимые траты. Именно эта часть населения покупает автомобили, квартиры и другие блага цивилизации. Данная группа населения стабильна, она не уменьшается». 


Две трети населения живут в жёстком экономичном режиме, у них нет серьезных накоплений, по советскому принципу «от зарплаты до зарплаты». Поэтому они чутко реагируют на промоакции и активно используют инструменты, связанные с потребительским кредитованием, что еще больше усугубляет их положение.


Эксперт подчеркивает, что производитель пищевой продукции сегодня четко должен понимать, кто является его целевой аудиторией, исходя из принципа по разделению уровня доходов покупателей. «Большинство производителей игнорируют его и пытаются попасть в середину сегмента, делая невнятную продукцию», - замечает эксперт. Если стратегия компании – это производить продукцию для экономного потребителя, то в этом случае деятельность компании должна быть оптимизирована, затраты минимизированы, но эти меры не должны идти в ущерб качеству выпускаемой продукции. 


 Производитель пищевой продукции сегодня четко должен понимать, кто является его целевой аудиторией, исходя из принципа по разделению уровня доходов покупателей.


И. Федяков коснулся такого важного вопроса как структура продаж продуктов питания у торговых сетей. Сегодня уже 2/3 продаж приходится на крупные торговые сети. Компания INFOLine ежегодно проводит аудит 700 торговых сетей и осуществляет мониторинг по ключевым показателям: количество магазинов, размер торговых площадей, форматы торговли, в которых они работают. По результатам исследований, по итогам первого полугодия 2019 года выручка X5 Retail Group превышает выручку 90 сетей в рейтинге торговых сетей.


3 фактора, сдерживающих развитие продаж пищевых и молочных предприятий

Эксперт рассказал также и о факторах, которые препятствуют развитию производителей и поставщиков пищевой продукции. Согласно результатам опроса, проведенного компанией, ключевых факторов всего три:

1.     Недостаточный спрос со стороны потребителя.

2.     Монополизация рынка.

3.   Увеличение себестоимости производства. Об этом заявили 70 % опрошенных. Это тот вызов, который предстоит решать в ближайшее время. На рост себестоимости влияет повышение НДС, удорожание ГСМ, Платон, Меркурий, и отсутствие со стороны государства мер поддержки, которые бы положительно сказывались на снижении себестоимости производства.

Кроме того, эксперт сказал о том, что компания «ЭкоНива», которая является поставщиком сырья для компаний Pepsico и Danon, объявила о своих планах к 2025 году прекратить поставки сырого молока на рынок. «Она будет инвестировать средства в переработку молока, активно выпускать готовую продукцию и перестанет быть сырьевым придатком крупных компаний», - объясняет И. Федяков и продолжает: «Лидеры рынка выбирают вертикально-интегрированную модель развития в сфере АПК. Компаниям необходимо наращивать компетенции в сфере маркетинга, сбыта конечной продукции». 


 «ЭкоНива» объявила о своих планах к 2025 году прекратить поставки сырого молока на рынок. Она будет инвестировать средства в переработку молока, активно выпускать готовую продукцию.


И. Федяков отметил такой важный тренд торговли, как развитие продаж продуктов питания через интернет. Рост продаж продукции онлайн показывает существенную динамику. Но и здесь есть недостатки. Производителям, создающим свои интернет площадки есть над чем работать. В этой работе есть много нюансов. Например, «фотография продукта 360º увеличивает продажи продукта в интернете», - констатировал эксперт. 


Подготовил: Иванов Н.В. - MilkLife.ru