интервью и комментарии

«Наша задача – повышать качество продукции, загрузить производство и не допустить коронавирус на наши предприятия»

Максим Басов
Генеральный директор ГК «Русагро»
«Молочные продукты Русагро» - одно из направлений Группы Компаний «РУСАГРО» — крупнейшего вертикального агрохолдинга России. Компания производит продукцию торговых марок МИЛЬЕ, Бон-дари и Normula. В разгар пандемии генеральный директор ГК «Русагро» Максим Басов рассказал каналу РБК, какие меры предпринимает компания для продолжения деятельности в такое непростое время и какой он видит дальнейшее развитие ситуации в производстве и потреблении пищевой продукции в России.
27.04.2020

Эксперт отмечает, что ситуация с коронавирусом не временная, а может продлиться довольно долго. При этом всё происходящее, возможно, не связано с самим вирусом. «Огромное количество изменений происходило последние годы. И коронавирус сдвинул медленную траекторию изменений в более быструю. Для нас самый главный фактор – падение цен на нефть, так как некоторые товары привязаны к цене на нефть: сахар, молоко, масло», - рассказал М. Басов. Вторым фактором является курс валют, который тоже влияет на АПК очень сильно. «Важно, какой спрос будет в России и какая будет ситуация с коронавирусом в регионах, где расположены наши предприятия», - отмечает он. 


«Коронавирус сдвинул медленную траекторию изменений в более быструю. Для нас самый главный фактор – падение цен на нефть, так как некоторые товары привязаны к цене на нефть: сахар, молоко, масло»


Также эксперт рассказал о новых трендах потребления, которые заметила компания «Русагро». Во-первых, это изменения по потреблению мяса и заменителей мяса. Эти изменения более сильно просматриваются в США, в России же они пока не очень ясно видны. «В связи с экономическими изменениями часть населения мира будет вынуждена потреблять более дешевые продукты. Поэтому для нас становиться более важным производить для потребителей эти более дешевые продукты», - отмечает М. Басов. В мясной отрасли будет сокращаться доля потребления дорогой говядины, и увеличиваться доля дешевой курицы и свинины. Производители курицы и свинины сегодня наращивают производство.


«В связи с экономическими изменениями часть населения мира будет вынуждена потреблять более дешевые продукты. Поэтому для нас становиться более важным производить для потребителей эти более дешевые продукты»


«Какое количество российского населения в условиях увеличивающейся безработицы вообще сможет потреблять мясо? И как потреблять? Какие виды упаковки должны быть, чтобы предложить потребителю более дешевый продукт? Наша компания производит недорогие продукты, мы будем работать по увеличению объемов, но главный вопрос – как удешевить сегодня продукт, не теряя потребительских свойств?», - задается вопросами эксперт. Кроме того, сегодня изменяется структура международной торговли. По мнению эксперта, сегодня происходит увеличение важности экспорта в Китай, Японию, Иран. «В текущей ситуации доля экономики Китая и уровня потребления в Китае будет расти. И китайский рынок станет для нас более важным, чем европейский», - констатирует он.


«Наша компания производит недорогие продукты, мы будем работать по увеличению объемов, но главный вопрос – как удешевить сегодня продукт, не теряя потребительских свойств?»


«В текущей ситуации доля экономики Китая и уровня потребления в Китае будет расти. И китайский рынок станет для нас более важным, чем европейский»


Также эксперт отмечает, что в настоящее нелегкое время упадет доля среднего класса в структуре потребления и весь рынок поделится на продукты для более и менее богатых. «Эта дифференциация будет расти, мы будем терять средний сегмент. Мы будем переходить к небольшому количеству дорогих продуктов и большому количеству дешевых продуктов», - уверяет М. Басов.


«Мы будем терять средний сегмент. Мы будем переходить к небольшому количеству дорогих продуктов и большому количеству дешевых продуктов» 


«Российское население будет нищать» 


По мнению эксперта, продажи некоторых дорогих продуктов: овощи, рыба сыры, будут сокращаться. «Российское население будет нищать», - говорит М. Басов. Сегодня компания предпринимает все усилия, чтобы обеспечить потребителей той же самой продукцией, но по более низкой цене. Важно то, как можно удешевить существующую продукцию. Одними из приоритетных станут растительные продукты. «Продажи сыра будут падать. Будет расти доля растительных продуктов, вегетарианского сыра с минимальным количеством молока, но с большим количеством растительных жиров», - считает М. Басов. Поэтому компания «Русагро» планирует запускать кардинально новый продукт – это сыр с растительными жирами, но без пальмового масла.


«Продажи сыра будут падать. Будет расти доля растительных продуктов, вегетарианского сыра с минимальным количеством молока, но с большим количеством растительных жиров» 


Поскольку на период самоизоляции, по некоторым данным, Москву покинуло до 4 млн человек, это может отразиться на структуре спроса как в столице, так и в регионах. Эксперт отмечает, что падения спроса на свежее мясо и курицу не произойдёт. Тем не менее, логистические инструменты настроены эффективно и проблем с поставками продукции в регионах быть не должно.


«Условия самоизоляции не помешали нам продолжать эффективную деятельность компании» 


Эксперт особо коснулся деятельности компании в период самоизоляции. «Условия самоизоляции не помешали нам продолжать эффективную деятельность компании. У нас только 5 % сотрудников работает в Москве. Ни один московский офис не работает. Сотрудники переведены на удаленный режим», - отметил М. Басов и продолжил: «Наша задача – повышать качество нашей продукции, загрузить производство и не допустить коронавирус на наши предприятия. Мы считаем, что ситуация с коронавирусом будет развиваться плохо. Имеющийся режим работы будет существовать как минимум до середины мая. Эпидемия будет развиваться и в других городах. Поэтому сейчас важно сохранить компанию и производство». Для этого компания предприняла разные меры, в том числе разделила производственные потоки, уменьшив общение сотрудников друг с другом.


 «Наша задача – повышать качество продукции, загрузить производство и не допустить коронавирус на наши предприятия»