интервью и комментарии

Наименования молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира: страницы истории и пути решения проблем

Татьяна Ткаченко
Директор по связям с общественностью компании Danon в России и СНГ
Портал MilkLife.ru представляет комментарий Татьяны Ткаченко, директора по связям с общественностью компании Danon в России и СНГ, которая рассказала об истории формирования законодательства в области наименования молокосодержащих продуктов, обозначила проблему появления растительных продуктов с использованием слова «молоко» в их наименованиях и высказала предложения по нормализации данной ситуации.
28.02.2020

Эксперт отметила, что в сфере технического регулирования молокосодержащих продуктов происходят самые жаркие дебаты в вопросе наименования продукта. Формирование филологических аспектов названия, соблюдения норм словообразования является очень важным, «потому что цена понятия, которое лежит в основе этого регулирования, цена слова, и точности определения, очень высока». Тем не менее, во многих случаях многократно обсужденные нормы технического регулирования, которые уже приняты, в дальнейшем, во время практического применения, требуют новых уточнений.

Многие помнят 2008 год, когда впервые в России как национальный документ появился Федеральный закон № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», в котором впервые был обозначен термин «молокосодержащие продукты». Результатом его принятия и дальнейшего выполнения стало то, что производители молочной продукции, которые в технологии производимых продуктов используют заменители молочного жира и белка стали каждый по-своему наименовывать и формулировать названия своих изделий. Это привело к тому, что данный федеральный закон стал требовать уточнений и переработки.

И в 2010 году на свет рождается Федеральный закон от 22.07.2010 N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», который уточнил определение молокосодержащих продуктов и ввел уточнение доли замены молочного жира в этих продуктах в количестве не более 50 %. Кроме того, были запрещены понятия молочных и молочных составных продуктов. «Стало ли понятнее потребителю где натуральный молочный продукт, а где нет?» - задается вопросом Татьяна и тут же отвечает: «В 2010 году понятнее не стало».

Специалисты продолжили тернистый путь дальнейшего совершенствования законодательства в сфере технического регулирования и в 2018 году было принято новое положение, которое существует и поныне – Технический регламент Таможенного союза № 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», где появилось понятие «молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира». «Определение стало точнее и длиннее, были оговорены случаи, когда используются или не используются заменители молочного жира», - отмечает эксперт. И в том же году в отечественных магазинах на ценниках стали появляться аббревиатуры БЗМЖ и СЗМЖ. Результатом этого нововведения стало вступление в силу летом 2019 года Постановления Правительства № 50, согласно которому натуральные молочные продукты и продукты с заменителем молочного жира в составе были разнесены на торговых полках. Молочная отрасль возлагает на него очень большие надежды, так как у потребителей наконец избежит путаницы сможет покупать качественные и натуральные молочные продукты. «Техническое регулирование должно быть максимально удобным не только для регулятора, но и для изготовителя и потребителя», - замечает эксперт.

«Стало ли понятнее потребителю?», - опять задается вопросом Татьяна и поясняет: «Сегодня у нас происходит так называемая вертикальная рокировка, когда на рынок пришли немолочные продукты, произведенные по технологии молочных продуктов и поэтому наименованные «молочным» термином. Например, соевое, кедровое молоко, и становится непонятно, как теперь регулировать все это многообразие рынка молочных и немолочных продуктов».

Эксперт также высказала ряд предложений, которые необходимо рассмотреть и принять для скорейшей нормализации ситуации: «Настало время исключать молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира из Технического регламента Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочных продуктов» независимо от доли немолочного жира в составе таких продуктов. Эта простая идея ведет за собой ряд других преобразований: дополнения понятийного аппарата «Технического регламента Таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» для продуктов с заменителями молочного жира, и для продуктов, произведенных полностью из растительных жиров по технологии молока и молочных продуктов. Следующим шагом целесообразно изменить требования к маркировке данных продуктов. Соответственно, возможны изменения в Техническом регламенте Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». В конечном итоге необходима разработка новых стандартов о включении в план национальной стандартизации стандарта на упомянутую категорию и замена кодов ОКПД-2».  

Подготовил: Иванов Н.В. - MilkLife.ru