интервью и комментарии

Экспортируем с умом. Азиатское потребление

Ольга Панова
Генеральный директор агентства устойчивого развития бизнеса FOXM
Азиатский вектор развития внешнеторговых связей и интеграционных процессов является для Российской Федерации наиболее перспективным с точки зрения увеличения экспорта. В конце 2018 года Россия и Китай договорились о взаимных поставках молочной продукции. Правительство РФ поставила задачей удвоение экспорта до $45 млрд к 2024г. Для российских молокоперерабатывающих предприятий открывается динамично развивающийся рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Ольга Панова, генеральный директор агентства устойчивого развития бизнеса FOXM, рассказывает о потребительских тенденциях в странах АТР.
19.12.2019

Больше половины покупателей молока в регионе склонны оценивать пищевую ценность, полезные и качественные ингредиенты. Одним из наиболее важных факторов потребители АТР выделяют вкус – именно этот показатель выделили жители Японии, в то время как меньше внимания они обращают на «чистую этикетку».

Для потребителей Индонезии 1-е место занимает привлекательная текстура продукта. Что касается категории молочной продукции, то чаще других в Японии и Китае потребители приобретают йогурт.

Молоко со вкусами является не самым популярным продуктом у жителей Поднебесной, так как именно в этой категории самое большое содержание сахара. Количество сахара в молоке – это тот фактор, на который обращают особое внимание потребители АТР.

Самой густонаселенной страной в АТП является Китай. Жители этой страны стремятся выбирать полезные молочные продукты. Однако их привычки потребления и восприятия несколько противоречивы. Каждый третий покупатель молока говорит о нерегулярном потреблении молочных продуктов, и все же почти 2/3 называют эти продукты постоянной частью их рациона (61%). 54% респондентов отмечают, что потребляют как настоящее молоко, так и растительные альтернативы животному молоку.

Молоко занимает значительную долю в рационе жителей Китая. По данным исследований, всего 1% потребителей отказывается от употребления молочных продуктов. В большинстве случаем это обусловлено медицинскими показаниями. Чуть более 25% говорят, что избегают молочных продуктов, чтобы снизить холестерин, калории, насыщенные жиры или в силу возраста.

В Индонезии более 50% респондентов в Индонезии говорят о потреблении как молока, так и растительных альтернатив животному молоку. Среди стран АТР в Индонезии самый высокий показатель отказа от потребления молока (7%). То же самое можно сказать о потреблении растительных заменителей молока и молочных продуктов – Индонезия потребляет их больше других стран АТР. 

В целом, покупатели в Индонезии являются самыми консервативными в молочных продуктах в АТР. Они чаще подчеркивают важность пищевой ценности, полезных и качественных ингредиентов, чем другие. Также они чаще обращают внимание на «чистые этикетки», отмечая их важность во всех категориях в более 50% случаев.

Говоря о растительных альтернативах коровьего молока, покупатели чаще всего предпочитают сою – 77% говорят, что они пробовали, и им понравились эти продукты. Индонезийцы достаточно позитивно относятся к большинству ингредиентов в составе.

Японцы непостоянны в потреблении молока. Для 76 % жителей Японии молоко является постоянной составляющей их рациона. 

Процент отказа от молока сравнительно низкий, хотя главные причины для этого сопоставимы с другими странами: самый высокий показатель покупателей отмечает сокращение холестерина и калорий и неприятный вкус. 

При этом японцы отдают предпочтения настоящим молочным продуктам - именно поэтому только 1/3 отмечает, что они употребляют и настоящие, и альтернативные молочные продукты. Почти 40% японцев никогда не пробовали альтернативы, к числу которых относятся миндальное, соевое и рисовое молоко.
АТР – это самый большой регион молочного потребления в мире по стоимости, однако расходы на молочные продукты на душу населения самые низкие. Зачастую это связано с тем, что большинство сельских районов только развивают современную инфраструктуру, чтобы обеспечить доступность молочных продуктов, в том числе охлажденных.

Экспорт в Китай и другие страны региона в условиях санкционной политики будет только расти. В целом, регион имел активные продажи молочной продукции в 2012-2017. Сейчас российский рынок сосредоточен на экспорте в Китай, но стоит обратить внимание на другие развивающиеся рынки с большим населением, такие как Индия и Индонезия, которые тоже демонстрируют быстрый рост.

Несмотря на высокие цифры потребления растительных альтернатив коровьему молоку, настоящие молочные продукты все еще включены в рацион региона и потребление находится на высоком уровне.

Текст подготовлен агентством устойчивого развития бизнеса «FOXM».