интервью и комментарии

«У кубанских продуктов огромный потенциал для выхода на международные рынки»

Андрей Коробка
Заместитель главы Администрации Краснодарского края
Национальный проект "Международная кооперация и экспорт" тесно связаны с развитием АПК. В интервью изданию  "Юг Times" заместитель главы администрации Краснодарского края Андрей Коробка рассказал о том, как  регион принимает участие в реализации этого национального проекта, и почему «Кореновский молочный консервный комбинат», выпускающий продукцию под брендом «Коровка из Кореновки», достиг высоких результатов в области экспорта своей продукции.
26.09.2019

В ближайшие пять лет край должен существенно нарастить выпуск товаров АПК и выйти на объем экспорта в 3,8 миллиарда долларов.

Заместитель главы администрации Краснодарского края рассказал о том, какие цели стоят перед регионом в области агропрома и какие инструменты для их достижения предусмотрены.

Сельскохозяйственный сезон 2019 года подходит к концу, урожай по большинству основных культур на территории Кубани уже собран, и аграрии начинают подводить предварительные итоги. И они впечатляют. Чего стоит только тот факт, что Краснодарский край в очередной раз побил рекорд по сбору зерновых колосовых и зернобобовых культур.

Тем не менее, сегодня для аграриев края невозможно останавливаться на достигнутом. Перед АПК региона ставятся новые амбициозные задачи, которые, в частности, определены национальными проектами и их региональными составляющими.


МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ

— Андрей Николаевич, регион принимает участие в реализации целого ряда национальных проектов. Один из них - «Международная кооперация и экспорт» - непосредственно связан с развитием агропрома. Расскажите подробнее, какие задачи ставятся в рамках его реализации.

— Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» нацелен на существенное увеличение доли наших продуктов на иностранных рынках. В ближайшие пять лет нам необходимо за счет создания новой товарной массы выйти на объем экспорта в денежном выражении 3,8 млрд долларов.

Эту задачу мы рассматриваем в первую очередь как один из этапов развития АПК. Чтобы ее выполнить, потребуется существенно модернизировать отрасль, выйти на новые объемы производства сельхозпродукции и довести ее качество до мировых стандартов, построить логистические цепи. Безусловно, от этого как производители, так и потребители только выиграют.

Товарами с высоким экспортным потенциалом определены, естественно, зерно, а также масложировая, крахмалопаточная и мукомольно-крупяная продукция. По этим позициям мы имеем и резервы для увеличения объемов производства, и гарантированные рынки сбыта, и растущий спрос.

На готовую продукцию мы делаем большую ставку - потенциал в этом направлении огромен. Среди кубанских перерабатывающих комбинатов много тех, кто мог бы успешно завоевывать мировые рынки. Некоторым из них пока что не хватает опыта продвижения, кому-то - финансовых ресурсов для выхода на новые производственные объемы. В этой части край, конечно, будет всячески помогать.

Как показывает практика, те предприятия, которые работают изначально с ориентиром на глобальный рынок, достигают высоких результатов. Например, «Кореновский молочный консервный комбинат», выпускающий продукцию под брендом «Коровка из Кореновки», выстраивает именно такую бизнес-модель. Сейчас компания создает цех по производству мороженого конкретно под экспортные нужды.


УРОЖАЙ ПОМОЖЕТ ПЛАНАМ

— Кубань закончила уборочную кампанию с рекордными показателями. Учитывая высокое качество зерна, можно ли говорить о том, что план по экспорту на 1,55 миллиарда долларов в 2019 году будет выполнен?

— Все предпосылки к этому есть. Если цена останется на уровне сегодняшнего дня - 190 долларов за тонну, то план в размере 1,6 миллиарда долларов США будет достигнут. Но существуют и некоторые опасения из-за возможного снижения цены на зерно на мировом рынке. На сегодняшний день фактический объем экспорта зерна составляет 657,7 миллиона долларов, это больше 40% от плана.

— Если говорить об экспорте масложировой продукции - какие здесь перспективы?

— Хорошие. Уже сейчас экспорт этой категории товаров показывает рост 25%. Чтобы продолжилась позитивная динамика, в дальнейшем мы будем увеличивать объемы производства масличных культур для последующей переработки.

Поэтому сейчас тщательно пересматриваем структуру посевных площадей. Конечно, в сторону не подсолнечника, а других перспективных с экономической точки зрения культур. Например, озимого рапса. Его средняя рентабельность - 77%, а в некоторых предприятиях - и 100%.

Перерабатывающие предприятия, в свою очередь, уже подтвердили готовность брать рапс на переработку с возможностью заключения долгосрочных договоров на поставку. Поэтому под урожай 2020 года мы уже увеличили площадь этой агрокультуры.


САНКЦИИ ВЕРНУЛИСЬ ТОВАРАМИ

— Какие продукты, производимые на Кубани, на ваш взгляд, могут быть интересны зарубежным потребителям и как сегодня обстоят дела с продвижением на международных рынках наших агропромышленных товаров?

— Перечень перспективных в плане экспорта продуктов достаточно широкий - это крупы, кондитерские изделия, соки, винодельческая продукция, мороженое. Здесь, конечно, сказалась политика импортозамещения, которая подстегнула, во-первых, увеличение объемов производства, во-вторых, постоянную работу над качеством. Все перечисленные товары мы в небольших объемах уже экспортируем. С начала года объем их поставок за рубеж в денежном выражении составил около 40 миллионов долларов.

Кондитерские изделия, на мой взгляд, немного недооценены в плане экспорта. Да, это категория товаров не первой необходимости, но на них всегда был и будет спрос. Сегодня в общей структуре российского экспорта всей продукции АПК кондитерка занимает четвертое место после зерна, растительного масла и рыбы. Думаю, это весомый аргумент в пользу развития этой отрасли. Кубанские кондитеры, кстати, уже нашли своих покупателей за рубежом - «Комбинат «Кубань», «Галан», «Кубанская кормилица», «Метрополис» экспортируют свою продукцию уже не первый год. Ее покупают страны ближнего зарубежья, Средней Азии. Конечно, объемы экспорта кондитерских изделий малы в сравнении с зерном или масложировой продукцией - с начала 2019 года в зарубежные страны поставлено всего около 2 тысяч тонн на сумму 3,5 миллиона долларов. Но нам есть куда расти - фактическая загрузка кондитерских комбинатов сегодня около 65% ввиду дорогого сырья.

— В планах ведомства предусмотрены какие-то мероприятия по исправлению этой ситуации?

— Да, тем более что мы наблюдаем аналогичную ситуацию по некоторым другим отраслям пищевой промышленности. Поэтому начиная с этого года по поручению губернатора Вениамина Кондратьева мы будем выделять краевые средства на поддержку перерабатывающих предприятий.

Высокий экспортный потенциал у виноделов. Участие, победы в престижных международных дегустационных конкурсах делают кубанские вина конкурентоспособными в сравнении с итальянскими или, например, чилийскими, к которым привыкла Европа.

В плане продвижения кубанских продуктов на зарубежных рынках край плотно работает с «Российским экспортным центром», который регулярно устраивает бизнес-миссии в различные страны, организовывает участие наших предприятий в международных выставках. Там у них есть возможность презентовать свою продукцию, рассказать о ее конкурентных преимуществах.


С КЕМ ПО ПУТИ

— Какие рынки для нас самые перспективные?

— Скажу так - конструктивные торговые отношения мы готовы наладить со всеми странами. Мы и сами становимся инициаторами переговоров по этой теме. Но также готовы к встречным предложениям от зарубежных коллег.

Если говорить конкретно о странах, то большая заинтересованность в Китае. Особенность китайского рынка в том, что он берет продукцию исключительно без ГМО. Так как Краснодарский край производит именно такие товары, наладить экспортные поставки нам уже удалось. В Китай идут наши кондитерские изделия, мороженое, винодельческая продукция. Мы готовы расширить этот перечень.

— А финансовая поддержка экспортно ориентированным предприятиям предусмотрена?

— Безусловно, под нацпроекты предусмотрено финансирование. У нас это субсидирование мелиоративных мероприятий. На эти цели в 2019 году выделено 340 миллионов рублей федеральных и краевых средств. Результатом поддержки этого направления должны стать введение в эксплуатацию новых и реконструкция имеющихся мелиоративных систем.

Кроме того, мы скорректировали финансирование существующих программ поддержки АПК таким образом, чтобы экспортный потенциал реализовывался и по другим направлениям. К примеру, как я уже сказал, приняли решение выделить дополнительные краевые средства на поддержку предприятий кондитерской отрасли.


Я БЫ В ФЕРМЕРЫ ПОШЕЛ…

— Есть еще один национальный проект, касающийся АПК: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - предусматривает активное вовлечение населения в фермерскую деятельность, в том числе путем предоставления господдержки. Есть ли определенные показатели по проекту?

— Целевым показателем в этом нацпроекте определено количество вновь созданных субъектов агробизнеса. Краснодарскому краю к 2024 году необходимо вовлечь в малый и средний агробизнес порядка 1,4 тысячи человек.

Под реализацию этого нацпроекта на уровне федерации появилась новая программа грантовой поддержки - «Агростартап». Финансирование для Краснодарского края - около 118 миллионов рублей. По условиям этой программы, начинающие фермеры смогут получать до 3 миллионов рублей на развитие своего хозяйства или до 4 миллионов, если фермерское хозяйство состоит в кооперативе. В Краснодарском крае «Агростартап» должен заработать в октябре, но уже сейчас муниципальные органы управления АПК собирают заявки от тех, кто хочет в ней поучаствовать и получить грант на развитие своего предприятия.

Но это не единственная программа, которая будет содействовать реализации нацпроекта по поддержке предпринимательства. Благодаря уже действующим многие годы мероприятиям по предоставлению грантов также создаются новые рабочие места на селе, а малые формы хозяйствования выводят свои предприятия на новый уровень. Это программы поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, сельхозкооперативов. К примеру, благодаря программе по поддержке начинающих фермеров с 2012 года в сельской местности появилось около 400 новых рабочих мест. Поэтому мы ежегодно увеличиваем ее финансирование. 


Источник: Юг Times