интервью и комментарии

«Наша цель не ввести потребителя в заблуждение и честно конкурировать на рынке»

Елена Нечаева
Заместитель руководителя Органа по сертификации «Ростест-Москва» по пищевому направлению
1 января 2020 года вступает в силу федеральный закон №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сейчас эта тема по словам Елены Нечаевой, заместителя руководителя Органа по сертификации «Ростест-Москва» по пищевому направлению находится, в так называемой, серой зоне, где нет четкого регулирования. Многообразие 100% натуральных и органических продуктов на полке в магазине вводит потребителя в заблуждение. Этой теме был посвящен доклад Елены Нечаевой, который прозвучал в рамках конференции «Лаборатория качества. Техническое регулирование и маркировка» деловой программы выставки «Молочная и мясная индустрия-2019».
18.07.2019

Законодательная база

Выход из серой зоны уже начался. Поэтапно мы начинаем двигаться в сторону регулирования. В 2015-16 годах были введены национальные стандарты, которые обозначали органическую продукцию. Был выпущен ГОСТ на термины и определения. Далее появился сам ГОСТ, который обозначал, каким образом должна производится продукция, чему она должна соответствовать. Также он регламентировал маркировку, транспортировку и хранение этой продукции. Но этого было недостаточно. И 3 августа 2018 года был принят федеральный закон 280-ФЗ по органической продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Этот федеральный закон пока еще не вступил в силу. Вступит в силу он с 1 января 2020 года. К этому нужно начинать активно готовиться.

Федеральный закон регулирует производство, хранение, транспортировку, маркировку и реализацию органической продукции. Он определяет требования к производству, маркировке, процедуре подтверждения соответствия. И говорит о том, что будет создан единый реестр производителей органической продукции. И отрасль ждет выхода подзаконных актов.

Самое главное, что прописано в этом законе, это определение органической продукции. Органическая продукция дана здесь несколько иначе, чем в ГОСТе. Я бы хотела обратить ваше внимание на само определение, как оно звучит. «Органическая продукция – экологически чистая сельскохозяйственная продукция». Также дается определение, что такое органическое сельское хозяйство и производители органической продукции.

Маркировка органической продукции

Несколько слов о маркировке органической продукции. Будет установлен единый образец, знак, который обозначает, что эта продукция органическая. Графическое изображение этого знака должно обеспечивать считывание сведений о продукции и о производителе. Форма и порядок применения этого графического изображения будет определена позже, в тех законодательных актах, которые мы ждем. Очень надеемся, что они появятся в сентябре этого года. Маркировочная надпись должна содержать слово «органический», либо какие-то слова-сокращения или производные от этого слова. Самое основное, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что, если продукция будет обозначаться как органическая, но при этом не иметь подтверждения в виде добровольной сертификации, то эта продукция будет считаться незаконной, нелегальной. Соответственно, будут применяться определенные санкции к производителям такой продукции.

Сертификация органической продукции

По поводу сертификации, как это будет подтверждаться. У нас было три национальных стандарта, которые определяли, что такое органическая продукция, устанавливали правила производства, переработки, транспортировки и хранения такой продукции. И последний ГОСТ национальный, который вступил в силу в начале весны 2017 года – это как раз ГОСТ, который определил процедуру прохождения оценки соответствия процессов производства такой продукции. Хочу обратить ваше внимание, что на рынке сейчас существуют и существовали компании, которые предлагают такие сертификаты. Такие, которые говорят о продукции как органической, «био», «эко» и так далее. Замечу, что только после вступлении в силу ГОСТа, который определят порядок сертификации стало возможным аккредитоваться на подтверждение соответствия. Органы по сертификации после вступления в силу этого ГОСТа смогли подать заявку на то, чтобы официально сертифицировать данную продукцию. Наш орган по сертификации Ростест-Москва прошел летом эту аккредитацию, и мы одни из немногих, кто имеет право выдавать сертификаты по органической продукции.

Межгосударственный стандарт на органическую продукцию

1 ноября 2018 года был отменен национальный стандарт и у нас сейчас действует только межгосударственный ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». Они немного отличаются, но по сути они очень похожи. Межгосударственный стандарт даст возможность и другим странам, а не только Таможенному союзу, этим стандартом пользоваться.

На рынке существует очень большой объем продукции абсолютно различной маркировки: «эко», «био», «натуральный», «органик» и многие другие. Наименования подбираются в зависимости от фантазии производителя. К примеру существует европейский Знак маркировки «евролист», который тоже меняется, в зависимости от изменений в европейском законодательстве. И не так давно он был доработан принятием требований к этому листку, в которых указано подписывать появились указания на цифровые обозначения органа, который сертифицировал эту продукцию, информацию о производителе. Обращайте на это тоже внимание, когда вы будете как потребитель в магазине эту продукцию покупать.

«Био», «эко», «органик»

Есть тонкости в использовании слов «био», «эко», «органик». ГОСТ определён только в плане органической продукции. Я бы рекомендовала подтверждать соответствие выпускаемой продукции, которая позиционируется, как органическая, «органическому» законодательству. В случае, когда на маркировке указано «био», а в «молочном» регламенте определено использование приставки «био», то это означает, что продукция обогащена пробиотиками. Если же производитель указывает «100% натуральная продукция», то это не имеет отношения к органической продукции. Этому нет определения и в наших законодательных актах это не установлено.

О подтверждении соответствия

Сертификация соответствия продукции «органическому» законодательству производится только аккредитованными органами. В области аккредитации должны быть сведения о том, что орган аккредитован по данному ГОСТу, по продукции органического происхождения. По нашему законодательству в органической продукции органического сырья должно быть 95 %. Остальные 5 % должны соответствовать определённым требованиям. Обращайте внимание на этот закон и готовьтесь к нему заранее, так как сертификация органической продукции – длительный процесс. Он может занимать до 2-3 лет.

Проблемы единого рынка органической продукции

Я думаю, у нас, как у потребителей, не много шанцев в ближайшее время увидеть честную органическую продукцию на рынке. В 2020 году в РФ начинает действовать федеральный закон № 280. В сентябре этого года отрасль ожидает принятие ключевых подзаконных актов. Знак органической продукции должен быть единый и его форма должна быть установлена законодательно. Также важно унифицировать законодательство РФ в части органической продукции с законодательством других стран-членов Таможенного союза: Белоруссии, Казахстана и др.

Согласно рекомендациям Европейской комиссии: «Хотя и признается, что выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях сегодня не является объектом технического регулирования и регулирования технических регламентов на уровне ТС И ЕАС. Тем не менее комиссия полагает целесообразным для свободного обращения органической продукции на таможенной территории союза рассмотреть применение на добровольной основе хозяйствующими субъектами производства органической продукции с их разработкой на базе национальных стандартов или внесением изменений в действующие стандарты и осуществление добровольной сертификации органического производства с признанием национальных систем и знаков. Департаментом агропромышленной политики комиссии проводятся консультации по указанному вопросу».

Таким образом, если мы с вами будем продолжать активно действовать в этом направлении и задавать правильные вопросы нашим регуляторам, наверное, мы быстрее приблизимся к нашей цели. А наша цель не ввести потребителя в заблуждение и честно конкурировать на рынке. 


Подготовил: Иванов Н.В. - MilkLife.ru