интервью и комментарии

Формирование стоимости проекта по автоматизации на пищевом предприятии

Даниил Матвеев
Руководитель проектов автоматизации учета пищевых предприятий Константа
В настоящее время стоимость проектов автоматизации разнится от предприятия к предприятию, причем разница может составлять от нескольких сотен тысяч до нескольких сотен миллионов рублей. О том, почему так происходит, рассказал Даниил Матвеев, руководитель проектов автоматизации учета пищевых предприятий Константа. В новом материале эксперт озвучивает составляющие стоимости проекта, в которые входят команда сотрудников, уровень их квалификации и длительность проекта
12.10.2023

Из чего складывается стоимость проекта?

1.     Софт

Итоговая сумма зависит от количества лицензий, а также от того, собственный это софт или арендованный. Но, в любом случае, повлиять на стоимость софта мы не можем. 

2.     Железо

Рынок предложений хардовой части широк, при этом баланс цены и качества достаточно хорошо выдержан. Однако это тоже скорее постоянная, чем переменная часть бюджета на проект.

3.     Работы

А вот здесь начинается самое интересное. То, на что вы действительно можете влиять напрямую.

 

Из чего складывается стоимость работ?

C= W*Q*T

W – состав команды (количество специалистов, необходимых для выполнения задач)

Можно выделить методологов, архитекторов, программистов, консультантов, администраторов, (во многих случаях без них нельзя), и это будет одна сумма. Однако, есть и проекты, где состав команды будет включать в себя всего 2-3 специалистов. Стоимость их работы, соответственно, будет гораздо меньше. 

«А что, так можно было?» – спросите вы. Можно. В каких случаях, рассказываем далее.

Q – уровень квалификации специалистов

Насколько узких специалистов или экспертов вам необходимо привлечь? Например, если у вас какое-то уникальное оборудование, с которым необходимо сделать интеграцию, сэкономить на этой статье затрат не удастся. 

T – длительность проекта

Вы берете специалистов у подрядчика/вендора в аренду и платите за время, проведенное в проекте. Чем быстрее проходит проект, тем он, предположительно, дешевле, т.к. времени специалистов затрачено меньше.

Длительность проекта – это еще одна переменная, которая зависит от довольно большого количества факторов, и на которую можно влиять.

 

Из чего складывается длительность проекта?

1.     Объем и интенсивность задачи 

Какой у вас объем отгрузок, выпуска, приемки заказов и тд. Это важная вещь. От нее зависит следующий критерий.

2.     Количество участков или складов

Введу два понятия.

Веха – это объем изменений, который предприятие может переварить без последствий для процесса (например, остановок производства или отгрузок).

Внутри вехи есть этапы (моделирование, подготовка, обучение пользователей, промышленный запуск).

Если объем переработки и интенсивность у вас не высокие, то в принципе мастер может и за смену собрать все данные, которые есть на учетных точках и внести их в систему. А если у вас происходит, например, 100 завешиваний в сутки, то цена ошибки будет очень высока. Поэтому приходится делить проект на части: сначала запустить один цех, затем второй и т.д. То же самое с обособленными участками. Например, у вас есть два отдельных склада. На каждом из них учет придется запускать отдельно. 

3.     Детальность учета 

Насколько детально вы хотите видеть остатки? Например, в разрезе партий, ячеек, коробок? На производстве в разрезе скольких переделов, на скольких точках фиксировать потери? И еще один важный вопрос: а нужна ли вам в действительности такая детализация учета? 

К примеру, на молочном производстве померять, где теряется количество и качество, можно на огромном количестве точек: сепарирование, нормализация, выделение творожного зерна, прессование и т.д.

В одном из наших проектов изначально мы выделили 15-18 точек. Однако, взвесив необходимость такого детального учета, выбрали из них только 8. 

Для сравнения наш параллельный проект с похожим объемом переработки, но более высокими требованиями к детальности учета.

  

Слева 75 т молока в сутки и 8 точек учета. Справа тоже 75 т молока в сутки и почти 30 точек учета. У этого завода сроки проекта в разы больше, и стоимость соответственно.

Определение необходимого и достаточного уровня детальности учета – это важная задача перед началом проекта.

4.     Количество пользователей и смен, (которых необходимо обучить и поддерживать)

5.     Количество оборудования, (которое необходимо настроить и обслуживать)

 

Составляющих много, но для того, чтобы сформировать реальную адекватную стоимость ИТ-проекта, прежде всего нужно определиться с чёткой потребность, задачами, которые проект должен решить, а также предоставить актуальные исходные данные для расчётов. Таким образом вы сможете не потратить лишние тысячи, сотни или даже миллионы рублей.