Автоматизация

Положительные эффекты от внедрения MES-системы на молочном производстве

Александр Цыбизов
руководитель департамента внедрения продукта ERP4FOOD компании Константа
В статье рассмотрен опыт внедрения учета и мониторинга производственных процессов, готовой продукции и исполнения заказов покупателей на производстве Сыроваренного завода «Сармич». Александр Цыбизов, руководитель департамента внедрения продукта ERP4FOOD компании Константа, рассказал обо всех тонкостях исполнения проекта.
21.05.2022

Информация о предприятии

Сыроваренный завод «Сармич» запущен в эксплуатацию в 2011 году. Завод оснащен передовым технологическим оборудованием ведущих мировых производителей из Франции, Испании, Германии и Италии. «Сармич» – на сегодняшний день один из самых современных заводов сыроваренной промышленности России. Производство практически полностью автоматизировано, обслуживают производственную линию завода 180 сотрудников, многие из которых прошли обучение у европейских сыроделов.

Цели проекта по автоматизации производства

  • Реализовать систему планирования загрузки производственных линий
  • Разработать средства контроля за соблюдением технологии производства
  • Создать инструменты контроля расходования сырья и вспомогательных материалов на производственных участках

Внедрение MES-системы на сыродельном предприятии в России

Будучи передовиками, предприятие получило конкурентное преимущество в тендерах торговых сетей – благодаря внедрению системы удалось не только узнать точную себестоимость, но и получить инструмент для ее снижения. Получение крупных заказов от торговых сетей помогло решить проблему недозагрузки производственных мощностей предприятия, которая имела место на момент старта проекта.

Какие задачи были выполнены в рамках автоматизации

  • Разработан инструмент формирования заданий на рабочие центры и мониторинга их выполнения
  • Реализован инструмент контроля прохождения продукции и полуфабрикатов по технологическим участкам
  • Созданы автоматизированные рабочие места на основе промышленных киосков для мастеров производственных участков для оперативного ввода фактических данных
  • Разработано мобильное приложение для водителей электрокаров, перемещающих продукцию и полуфабрикаты по производству
  • Созданы отчеты для контроля расходования сырья и материалов, контроля выполнения заданий и соблюдения технологии изготовления продукции
  • Разработаны инструменты расчета зарплаты производственных сотрудников на основании данных о фактически выполненных операциях
  • Детализирована схема учета затрат

Эффект от внедрения автоматизированной системы учета производственных процессов

Одним из ярких результатов внедрения системы стало прохождение предприятием аудита торговой сети «X5 Retail Group» с результатом 86%. Такой высокий балл был достигнут предприятием благодаря скорости формирования отчетов, демонстрирующих прослеживаемость, и степени их детальности. Несмотря на наличие на предприятии ручного труда, система позволила оперативно показать прослеживаемость в разрезе использованных партий сырья и действий специалистов на каждом производственном переделе.

«В настоящий момент около 35 сотрудников предприятия ежедневно работают в системе и создают в день примерно 1400 документов. Уже сейчас можно говорить о следующих положительных эффектах внедрения системы:

– Снижена себестоимость продукции за счет уменьшения технологических потерь, связанных с просрочкой и порчей сыра, непроизводственных потерь и уменьшения трудозатрат на единицу выпуска;

– Увеличены объемы выпуска на единицу оборудования за счет более равномерной загрузки производственных линий;

– Уменьшено количество возвратов за счет контроля соблюдения технологии производства и предпродажной упаковки продукции.

Компания «Константа» в очередной раз подтвердила свои способности в решении сложных задач и понимании специфики компаний FMCG-сектора. Мы продолжаем сотрудничество с компанией в рамках других наших проектов и рекомендуем компанию «Константа» нашим коллегам в качестве ответственного исполнителя по внедрению информационных систем».

Светлана Казеркина, руководитель производства СЗ “Сармич”

Этапы и результаты проекта по внедрению MES-системы

Несмотря на то что проект являлся одним целым с едиными целями и задачами, было принято решение поделить его на три вехи в разрезе этапов производства. Завершение каждой из них имело законченный результат, несущий в себе полноценную пользу для предприятия с точки зрения нового функционала системы и эффектов от его использования, которые можно было ощутить сразу, а не отложено по времени.

1. Автоматизация приема заказов и диспетчеризации участков нарезки и маркировки

Несмотря на то, что блок нарезки и маркировки завершает производственный процесс, его автоматизация была вынесена на первый план относительно других этапов производства. Это было обусловлено приоритетами для решения проблемами клиента (низкая производительность участков и высокие временные затраты на планирование производства. Выполнение задачи занимало час – полтора. Забегая вперед, новая система позволяет выполнить ее за 15 минут). По результатам первой вехи:

  • Повышена управляемость участков нарезки и маркировки

//за счет детализации учета сырья и материалов, которая позволяет анализировать выходы сыра на нарезке и отклонение от нормативов.

  • Снижена трудоемкость планирования участков нарезки и маркировки

//за счет создания АРМ для планирования загрузки участков нарезки и маркировки от принятых заказов.

  • Повышена производительность производственных участков в 2 раза

//за счет создания АРМ мониторинга работы участков – в оперативном режиме из системы можно получить информацию о том, на какой стадии исполнения находится конкретная заявка.

2. Автоматизация учета на участках варки и посола

  • Снижены производственные потери и минимизированы отклонения по качеству

//реализован контроль потерь и контроль соблюдения времени посола

  • Снижена себестоимость готовой продукции

//появился инструмент расчета достоверной себестоимости и выходов по каждой варке

3. Автоматизация учета на участках обсушки, упаковки и созревания сыра

  • Снижены производственные потери

//на складах созревания введено ячеистое хранение. Это позволило сократить время поиска нужной варки и снизить просрочку продукции из-за несвоевременной ее реализации.

//на каждом участке введен контроль входов и выходов.

  • Снижены затраты на оплату труда производственного персонала

//работа водителей электрокаров автоматизирована и переведена в сдельный формат. Это позволило выявить нецелесообразность текущего количества сотрудников и сократить штат.

Почему стоит рассматривать автоматизацию молочного предприятия?

MES-система – это не волшебная таблетка от клиентских возвратов и высокой себестоимости продукции. Как любой другой инструмент, он будет приносить предприятию пользу, только если применять его правильно. Однако, без него получение конкурентных преимуществ, о которых мы рассказали в кейсе, сегодня становится практически невозможным.

С каждым месяцем все больше ваших коллег по цеху внедряет MES и получает ключ к выходу на новый уровень эффективности работы предприятия. Хотите продолжать конкурировать с ними за место на полке? Тогда вам тоже нужен MES.

Источник: MilkLife.ru по материалам компании Константа